В статье анализируется роль исторических интернет-менов в цифровых практиках молодежи. Эмпирической основой работы послужило исследование, проведенное в 2023–2024 гг. среди студенческой аудитории и старшеклассников г. Омска, включающее: 1) контент-анализ (N = 600) наиболее популярных исторических менов из тематических сообществ социальных сетей; 2) серию из пяти фокус-групп с участием 39 респондентов; 3) онлайн-опрос учащихся 11 классов г. Омска (N = 357). Авторы выделяют три ключевые функции исторических менов в молодежной среде: 1) коммуникативную (инструмент групповой идентификации и поддержания социальных связей); 2) мнемоническую (способ эмоционального закрепления исторических знаний); 3) персонализирующую (форма личной интерпретации официальных исторических нарративов). Особое внимание уделяется выявленному противоречию между институциональной политикой памяти и стихийными меч-практиками, которые, с одной стороны, способствуют фрагментации исторического сознания, а с другой – обеспечивают персонализацию и эмоциональное освоение прошлого.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации