В минувшем ХХ в. многие нации переживали катастрофические события, создающие коллективные травмы, которые воспроизводятся в массовом сознании из поколения в поколение. Для понимания сходства и различия разных видов таких травм дан аналитический обзор работ немецкого культуролога А. Ассман, посвященных современной немецкой мемориальной культуре, в сравнении с концепцией общества травмы Ж. Т. Тощенко. Ключевое внимание уделено книге А. Ассман «Новое недовольство мемориальной культурой» о переживании современными немцами исторической вины за Вторую мировую войну как национальной коллективной травмы. Сопоставление подходов А. Ассман с работами Ж. Т. Тощенко 2010–2020‑х гг. об исторической памяти и коллективной травме в российском постсоветском обществе позволяет выявить общее и особенное в переживании национальных катастроф. Сделан вывод, что связанная с коллективными травмами мемориальная культура, несмотря на наличие специфических национальных черт, имеет применимые для разных стран характеристики. Концепт «общества травмы» следует считать универсальным, позволяющим вписать исследования исторической памяти и коллективной национальной травмы в более широкие рамки макросоциологических теорий социального развития. В то же время подчеркиваются качественные отличия российского общества травмы, связанного с переживанием событий 1990‑х гг., и немецкого, до сих пор переживающего преступления нацизма в 1930‑1940‑е гг.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации