В статье рассматриваются основные положения новой книги Ж.Т. Тощенко «Прекариат: от протокласса к новому классу» и дается их оценка. Процессы прекаризации, быстро развиваясь в российском обществе, затронули к настоящему времени значительную часть населения страны. В книге оценивается степень гетерогенности прекариата в российских условиях, а также характеризуются его основные подгруппы. В порядке дискуссии с этими положениями вносятся некоторые коррективы в возможный состав прекариата и набор составляющих его подгрупп. Отмечается также, что формирование прекариата ставит вопрос о возможном изменении самих оснований (критериев) для выделения классов в российском обществе. На смену критериям собственности и власти (как экономической, так и неэкономической), при условии дальнейшего развития процессов прекаризации, могут прийти характер занятости и степень социальной защищенности. Предлагается схема возможной 5-ти классовой структуры российского общества при таком к ней подходе.
Рабочие места российских профессионалов, часто называемых также специалистами высшей квалификации,сильно дифференцированы по возможностям, которые они обеспечивают, а также требованиям, предъявляемым к знаниям, опыту и личностным особенностям работников. Как показывает анализ данных опросов РМЭЗ и Левада-Центра 2018–2019 гг., к создающим структурные предпосылки формирования среднего класса можно отнести не более 2/3 таких рабочих мест. Это во многом обусловлено углубляющейся дифференциацией, предполагающей либо профессионализацию в избранной специальности, либо наличие только общих компетенций, причем большинство рабочих мест профессионалов в современной России относится ко второй категории. Ключевым фактором является человеческий потенциал профессионалов (их знания, опыт работы, личностные особенности), однако почти такое же значение для доступа к рабочим местам имеет ресурс социальных сетей. Это говорит как о серьезных ограничениях для определения российского общества как меритократического даже в отношении массовых слоев населения, так и о недостаточности существующих стимулов для накопления знаний и навыков профессионалами.
Охарактеризованы специфика социальной структуры советского общества, трех этапов ее трансформации в период с конца 1980-х до конца 2010-х гг. и модели стратификации современного российского общества. Зафиксировано, что ключевые основания социальной дифференциации позднесоветского общества (сращенность власти и собственности, роль немонетарных привилегий и т.д.) сохраняли свое значение весь этот период, хотя в 1990-х гг. исчезла значимость для стратификации доступа к «дефициту», а с конца 2000-х начала сокращаться и значимость наличия высшего образования. При этом уже в 1990-е гг. резко выросла роль таких факторов социальной дифференциации как накопленное богатство, текущие доходы, устойчивость занятости и ресурс социальных сетей, а с 2000-х гг. – наличие в занятости признаков прекарности, а также социальное происхождение человека. Продемонстрировано, что социальная структура России состоит сейчас из четырех основных макрогрупп: «верхушки» общества, сосредоточившей основной объем власти и собственности (верхние 5%) и трех противостоящих ей страт, объединяющих представителей массовых слоев населения. В числе последних – во-1-х, привилегированная на фоне остальных россиян страта, составляющей чуть менее 20%; во-2-х, медианная страта, включающая около половины всего населения и задающая типичный для современной России стандарт жизни; в-3-х, нижняя страта, объединяющая около четверти россиян, в жизни которых доминируют нетипичные для среднего россиянина депривации и риски. При определении места в стратификационной иерархии двух первых из этих макрогрупп решающую роль играют объем и характер ресурсов, определяющие их место на разного рода рынках (в том числе на рынке труда), что позволяет рассматривать их как базу формирования высшего и среднего классов. Однако для попадания в состав медианной или нижней страт решающую роль играют неравенства неклассового типа (возраст, здоровье, состав семьи и т.п.).
The article describes specifics of the social structure of Soviet society, three stages of its transformation in the late 1980s – late 2010s, and stratification models of modern Russian society. It is shown that the key foundations of the social differentiation in late Soviet society (merging of power and property, role of non-monetary privileges, etc.) retained their significance throughout this period, although in the 1990s the effect of access to the ‘deficit’ has disappeared, and since the end of the 2000s importance of higher education has also started to decline. Moreover, the role of such factors of social differentiation as accumulated wealth, current income, employment stability and the resource of social networks has sharply increased in the 1990s, and the role of attributes of precariousness in employment and the social origin has increased in the 2000s. It is shown that the social structure of Russian society currently consists of four main macro-groups: the “top” of society where most power and property is concentrated (top 5%), and three opposing strata of the mass population. Among the latter – a stratum privileged against the background of other Russians, accounting for slightly less than 20% of population; the median stratum, which includes about half of the total population and sets the typical standard of life for modern Russia; the lower stratum, uniting about a quarter of population, whose lives are dominated by the deprivations and risks that are atypical for average Russian. In the determination of the place in the stratification hierarchy in the first two of these macro-groups, the volume and type of resources that determine the position in various markets (including labor market) play a decisive role, which allows us to view them as a basis for the formation of the upper and middle classes. However, the inequalities of the non-class type (age, health, family composition, etc.) play a decisive role in falling into the median or lower strata.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека