В статье идет речь о разворачивающихся в социокультурном пространстве современного мира смысловых противостояниях, ориентированных на качественные изменения восприятия социальной жизни миллионами людей. Концепт «смысл» представлен автором как виртуальный многоуровневый конструкт, включающий несколько уровней взаимозависимых и иерархически организованных коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту. Рассмотрены особенности внутренней организации смысловых конструктов, воздействие которых на сознание людей может «проявляться» на протяжении длительного времени. Особое внимание уделено смысловым конструктам манипулятивной направленности. Рассмотрены также посвященные смысловым особенностям общения и взаимодействия людей научные концепции, влияющие, в свою очередь, на качественные особенности современной социокультурной среды.
При изучении смыслов социального действия целесообразно расширить предмет анализа на область социальной коммуникации с использованием данных о смыслах социокультурной среды, влияющих на социально значимые процессы и события. Концепт «смысл социокультурной среды» рассматривается в статье как константная многоуровневая виртуальная структура (конструкт) взаимоподчиненных коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенциональность коммуникатора (направленность сознания на предмет, «равнодействующая мотивов и целей»). Представлены ключевые характеристики и особенности анализа таких смыслов: принципы мотивационно-целевой организации их латентных структур; понимание смысла как ментальное освоение мотивационно-целевой структуры; социоментальные группы, различающиеся навыками понимания смысловых доминант. Мониторинг особенностей влияния смыслов социокультурной среды на социально значимые грани «картин мира» разных групп людей, в том числе групп социоментальных, расширит возможности понимания и прогнозирования вектора и тенденций развития социально значимых процессов.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library