Статья посвящена проблеме формирования интегрирующей идентичности в этнокультурно сложном российском обществе. Анализируются основные дебаты в научном и общественно-политическом пространстве относительно сути российской идентичности. Прослеживаются изменения ее трактовки в Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г. и дается критический разбор конкурирующих интерпретаций, озвученных в ходе обсуждения поправок в Конституцию 1993 г. На основе данных представительных всероссийских исследований демонстрируется динамика российской идентичности за последние полтора десятилетия, выявляются основные социально-демографические профили людей с актуализированной российской идентичностью, устанавливается их ориентация на межэтническое согласие и доверие. Как результат, обосновывается тезис о совместимости российской и этнической идентичностей при условии их негиперболизации. В заключение делается вывод о том, что интерпретация интегрирующей идентичности как общероссийской гражданской имеет основание в повседневном опыте россиян. Вместе с тем эта идентичность динамична и зависит от политических и социальных условий в стране, входящие в нее представления о гражданственности, языке, территории, истории, культурной общности изменчивы, не разграничены, а у части населения – номинальные. Таким образом, от государства и общества требуются усилия по их формированию и утверждению через систему образования, медиапространства и общественную активность.
В статье обсуждаются уроки, которые государство и общество могли вынести из институциональных противоречий и насильственных конфликтов, пережитых Россией в 1990-е гг. Анализируются процессы этнической мобилизации в национальных республиках и пути выхода из конфликтных ситуаций. На конкретных материалах показано, что важнейшим уроком стало умение находить компромиссные, диалоговые способы снятия противоречий в сфере языка, экологии, запросов на участие в использовании местных природных ресурсов, повышении самостоятельности в экономике, развитии культуры.
Большинство противоречий последнего десятилетия XX в. ограничивалось институциональной сферой, нарушением Конституции и федеральных законов. При этом этнический национализм элит в российских республиках был разным. Анализируя дискурс и законодательные практики Башкортостана, Северной Осетии – Алании, Татарстана, Саха (Якутии) и Тувы, автор показывает, что о разделенном суверенитете (не сецессии) речь тогда шла лишь в Татарстане, причем в нем, как в Якутии и Башкирии, преобладал экономический и культурный национализм, в Северной Осетии – Алании – защитный, в Туве – культурный. Компромиссные решения, принятые в 1990-е гг., оказались временными. По мере усиления легитимной власти в Центре они переставали действовать. Признание законной монополии силы со стороны государства является условием недопущения эскалации насильственных конфликтов. Защита общества основывается на верховенстве закона, но за соблюдением закона необходим контроль и со стороны государства, и со стороны общества.
В заключительной части статьи обсуждается опыт управления культурным разнообразием при регулировании межэтнических отношений в России 2010-х гг. Опираясь на результаты общероссийских и республиканских исследований, автор показывает, что этническая идентичность россиян остается очень устойчивой, причем у большинства населения она не конфронтирует с общероссийской идентичностью, а совмещается с ней. Это позволяет сделать вывод: представление о народе как согражданстве, направленное на консолидацию социальных, пространственных и этнокультурных сообществ, реализующих свои интересы в экономике, политике и культуре, способствует обеспечению солидарности в стране.
The article analyses the lessons that the state and society could learn from the institutional contradictions and violent conflicts that were overcome in Russia in the 1990s. Ethnic mobilization and ways of getting out of conflict situations are analyzed. Based on specific materials, it is shown that the most important lesson was the ability to find compromise, dialogue ways to remove contradictions in the field of language, ecology, requests for participation in the use of local natural resources, increasing independence in the economy, and developing culture.
Most of the controversy was related to the institutional sphere, violation of the constitution and federal laws. The author shows that the regulation of such conflicts in multi-component federations is facilitated by the understanding that the ethnic nationalism of elites in the republics is different. On the example of the analysis of the discourse and legislative practice of Bashkortostan, North Ossetia-Alania, Tatarstan and Tuva, it is shown that divided sovereignty (not secession) was discussed in Tatarstan, but in it, as in Sakha and Bashkortostan, economic and cultural nationalism, defensive in North Ossetia - Alania, mainly cultural in Tuva. Accordingly, the agreements between the government of the Russian Federation and the government of the republics differed. Compromise solutions were temporary and as soon as a strong legitimate government was formed in the Centre, they ceased to operate, this is also one of the lessons of the 1990s.
Interethnic contradictions within the republics were also achieved by compromise solutions. However, the problem of ensuring equal opportunities in the labour and political spheres still remains.
The lesson in preventing the escalation of power conflicts was the recognition of the legitimate monopoly of power on the part of the state. The protection of society is based on the rule of law, but compliance with the law needs control from both the state and society.
The final part of the article is devoted to the regulation of interethnic relations in the second decade of the 2000s. The author supports the idea of calling this process the management of cultural diversity, since the term nation-building used earlier contains a double understanding of the nation, both ethnocultural and civil.
The cited research results in the country and the republics show that ethnic identity remains very stable. But nowhere does it appear as a confrontational all-Russian identity, but is combined with it among the majority of the population. It can be assumed that the idea of the people as co-citizenship, aimed at consolidating social, spatial and ethnocultural communities, realizing their interests in the economy, politics, culture, contributes to the provision of solidarity in the country.
This is the last article by L. M. Drobizheva in our journal. The editorial board left the author's text unchanged.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library