При исследовании различных ментальных образов ассоциативные эксперименты дают более объективные результаты, чем вербальные опросы. В статье анализируются результаты ассоциативных экспериментов, раскрывающих особенности гражданской идентичности современного молодого россиянина. Вербальные ассоциации дополнены данными ассоциативного экспериментами с использованием визуальных посредников. Результаты показали наличие фундамента для формирования гражданской идентичности (положительные в целом ассоциации к понятиям “Россия”, “патриотизм”). Мешающими факторами являются невыраженность концептов “россиянин”, “гражданин”, а также отрицательное у большинства респондентов отношение к “власти”.
Статья посвящена результатам контент-анализа представлений о Дне Победы в российском интернет-пространстве с 2010 по 2015 гг. Выявляются особенности интернет-среды как медиатора исторической памяти. Массовые представления о значении праздника Дня Победы анализируются в контексте перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в культурную память. Делается вывод о наличии существенных противоречий в массовом историческом сознании россиян. Известная избирательность, резкость оценок, доминирование советских идеологических клише сочетаются с представлениями о современных внешне и внутриполитических проблемах. Семейная память и тема Победы в Великой Отечественной войне используется как предлог для критики действующей власти. Показано, что интернет-пространство памяти о Победе демонстрирует общую тенденцию современной российской мемориальной культуры: постепенную девальвацию исторических смыслов и уход в партикулярные версии исторической памяти (семья, локальная социальная группа); поляризацию массового исторического сознания. Данные контент-анализа сопоставляются с результатами социологических исследований исторического сознания и исторической памяти.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation