Дан краткий обзор работы XIX Всемирного социологического конгресса, состоявшегося в июле 2018 г. в Торонто (Канада). Отмечается его представительный характер и тематическое разнообразие: от вполне традиционных вопросов до обозначившихся в последнее время в связи с новыми тенденциями социально-исторического развития, такими как глобальные миграции, терроризм, цифровая экономика и так называемая технонаука и др. Значительное внимание в обзоре уделено вкладу российских ученых в работу конгресса, который представляется достаточно заметным. Выделены некоторые инновационные идеи и подходы, показано, что мировая социологическая наука очень живо реагирует на многие явления и вызовы современности. Дан анализ тематики как научных сессий, так и отдельных представленных докладов, выявляется запаздывание социологической науки от стремительного темпа изменений, детерминированных выработкой новых принципов взаимодействия антропных и технологических компонентов цивилизации на основе таких научно-технологических прорывов, как развитие нанотехнологий и биомедицины, внедрение интеллектуальных роботов, создание киберфизических систем.
Статья посвящена социокультурным аспектам формирования в России новой технократической элиты, соответствующей перспективе возникновения так называемого «общества 5.0». В качестве гипотетической протоэлитной среды, на базе которой в перспективе может кристаллизоваться «элита 5.0», рассматривается студенческий контингент ведущих российских вузов с повышенными требованиями к уровню подготовки. Реконструируется картина мира, модели личной самореализации и жизненного успеха, иерархия ценностей молодежи, обучающейся в этих вузах. На основе психосемантического зондирования реконструкции внутреннего мира «авангардной» части студенчества делаются прогнозы по поводу возможной эволюции взглядов и ценностных ориентаций в данной социальной среде. Отмечается значительная роль американской и китайской моделей в формировании представлений молодых образованных россиян о том, как должно развиваться современное общество. В то же время, опираясь на данные проведенного исследования, автор обосновывает тезис, что российская интеллектуальная молодежь не проявляет склонности к резкому разрыву с традициями и, вероятно, с той стратегией традиционалистской модернизации, которая в настоящее время реализуется в России.
Предлагаемые вниманию размышления над тенденциями развития современного общества навеяны книгой Зигмунта Баумана «Ретротопия». Исходя из того, что современная ситуация глобальных изменений характеризуется особой динамикой и осмысление социально-исторических процессов не поспевает за трансформациями, ими вызванными, авторы статьи оценивают научные подходы З. Баумана с точки зрения их адекватности и продуктивности. Отмечается своеобразие научного мышления Баумана: он выделил ключевые тенденции в развитии нового общественного ландшафта, формируемого ретроспективными, ностальгическими «уходами» общественного сознания в неоархаику. В этом контексте рассматривается как, казалось бы, преодоленные социальные подходы парадоксальным образом резонируют с новыми социальными явлениями. На основе анализа «четырех шагов назад», трактуемых как основные тенденции в развитии общественного сознания, авторы размышляют о том, почему отказавшись ожидать улучшений от неопределенного и не внушающего доверия будущего, общество приписывает традиционным ценностям и нормам ценности стабильности и надежности. В порядке дискуссии высказывается мнение, что во времена кризисных изменений едва ли возможно использование старых приемов и традиционалистских практик при решении новых проблем.
В статье излагаются результаты эмпирического исследования, проведенного ФНИСЦ РАН с целью анализа духовного состояния современного российского общества и его представлений о самом себе, которые должны рассматриваться как особый нематериальный фактор его развития. Исследование проводилось в марте – апреле 2021 г. и стало очередным в серии аналогичных работ, направленных на создание «социологического портрета» современного российского общества. Авторы статьи сосредоточили внимание на одной из его сторон, а именно – на мнениях россиян по поводу путей развития страны, оценках их исторической продуктивности и видении личных перспектив, а также на том, какой бы они хотели видеть свою Россию в будущем. Освещены особенности восприятия стрелы времени в российской ментальности, дается характеристика эмоциональной тональности размышлений россиян о будущем, анализируется динамика запроса на перемены, а также представления населения страны о стоящих перед российским обществом приоритетных задачах и объединяющих россиян идеях. Особое внимание уделено мнениям по поводу отношений России с Западом и Востоком. В заключение в статье рассматриваются некоторые особенности политической сегментации российского социума. Предлагается объяснение выявленному в ходе исследования факту, что, несмотря на то, что в российском обществе существует запрос на перемены, большинство граждан склонны поддерживать нынешнюю власть и, несмотря на все ее недостатки, не хотели бы сейчас менять ее на другую.
The article presents results of an empirical study by FCTAS RAS in order to analyze the spiritual state of modern Russian society and its ideas about itself, which should be considered as a special nonmaterial factor for its development. The study was conducted in March – April 2021 in a series of studies aimed at creating a kind of “sociological portrait” of modern Russian society, viewed through the prism of its self-esteem and self-image. In this article, the authors focuse on a facet of this sociological portraying, i.e. on the opinions of Russians about the ways of their country’s development, assessments of the historical productivity of this path and, in this regard, their personal prospects, as well as on what they would like to see their country to be in the future. The authors analyze peculiarities of the perception of the arrow of time in the Russian mentality, characterize emotional tone of Russians’ thinking about the future, characterize dynamics of the gradually increasing demand for change in Russian society, and examine in detail the views of the population of the country about what tasks currently facing Russian society are priorities and what ideas could unite Russians on the way to the future. Special attention is paid to the opinion of the Russian population about its relations to the West and the East. Basing on the results of empirical research, the authors state that Russian citizens perceive their country as an independently developing civilization and in this context reject mechanical following of Western models and recipes. In conclusion, the article examines the features of the political segmentation of the Russian society. An explanation is offered for the idea that, despite the fact that there is a demand for change in Russian society, a majority of citizens tend to support the current government and, despite all its shortcomings, would not want to change it by another one, at least now.
В ряду наиболее значительных деятелей российской истории россияне особенно выделяют Петра Великого. На протяжении длительного времени социологические исследования, посвященные аспектам исторической памяти российского общества, неизменно показывают, что россияне оценивают его историческую роль выше исторической роли любого из последующих государственных деятелей России, включая тех, кто руководил страной в советское время. По сути дела, образ Петра Великого воспринимается россиянами как парадигмальный образ успешной власти, соответствующей своему назначению. Данный факт очень важен для понимания особенностей российской социальной и политической ментальности, и в силу этого нуждается в серьезном осмыслении, чему посвящена предлагаемая вниманию читателя статья, основанная на анализе социологических данных разных лет. Автор статьи задается вопросом, что именно привлекает россиян в «славных делах» Петра Великого, и отвечает на него, сравнивая восприятие этой грандиозной исторической фигуры с выявленными при помощи социологического зондирования коллективными оценками запечатлевшихся в исторической памяти российского общества образов других видных деятелей давнего и недавнего прошлого. Особое внимание уделяется сопоставлению Петра-реформатора с реформаторами последующих эпох, в том числе с претендовавшими на символическую связь с петровскими преобразованиями «молодыми реформаторами» 1990-х гг. В ходе этого анализа раскрывается многоплановая семантика образа Петра Великого. Особое внимание уделяется так называемому «просвещению Петрову» (выражение М.В. Ломоносова). Автор доказывает, что доминирующее положение образа Петра Великого в нашей исторической памяти можно объяснить общей созвучностью современной российской ментальности той иерархии ценностей, которые в ходе Петровского просвещения утверждались в качестве приоритетных публичных ценностей и которые в конечном счете определили специфически российскую модель модерна и модернизации.
Предметом статьи выступают представления россиян о перспективах развития страны и путях ее развития. На основе результатов всероссийских социологических опросов 2021–2022 гг. анализируются консолидированные запросы россиян на различные варианты будущего и идентифицируются их коллективные носители. Сравнивая результаты социологических исследований разных лет, авторы отмечают устойчивость представлений населения России о дальнейших путях развития страны. На первые места среди качеств, которыми должна обладать Россия будущего, большинство россиян ставят социальную справедливость, преодоление коррупции, смягчение социальных неравенств, переход к инновационной экономике, укрепление международных позиций страны. В своем понимании национальных целей, в запросах на будущее россияне опираются на коллективный исторический опыт, квинтэссенцией которого является убеждение большинства граждан в том, что «Россия должна жить своим умом», не оглядываясь на импортированные модели и образцы. Либеральные ценности в западном их понимании привлекают меньшинство граждан. Ставится вопрос о том, как различия в представлениях о должном и желательном применительно к будущему России соотносятся с базовыми социальными различиями (пол, возраст, образование, место проживания и др.). Дифференциация взглядов россиян по данному вопросу практически не связана со стандартными социально-демографическими различиями, а коренится в мировоззрении. Несмотря на рост тревожности, обусловленный изменением политической обстановки в мире, ценностные установки и запросы россиян на будущее в основном укладываются в тенденции, которые прослеживаются в социологических опросах последних двух десятилетий.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека