В статье анализируются социальные условия возникновения, становления и развития социологии в Китае. Показано, что начала её институционализации были отмечены признанием значимости социологии Европой и Японией и попытками использовать этот опыт на китайской почве. Среди факторов развития социологии в Китае названы переводческая деятельность китайских просветителей и ученых, деятельность ученых-миссионеров, обучение китайских студентов и аспирантов в зарубежных университетах, проведение прикладных исследований американских социологов в Китае, роль государства. Китайское социологическое общество появляется в начале 1930-х гг., в это же время начинают публиковаться социологические журналы, развивается прикладная социология. Особое внимание уделено китайской социологии периода "культурной революции" до конца 1970-х гг., когда начинается ее возрождение благодаря усилиям научного сообщества, молодежи, представителей государственной власти. В завершение делается вывод, что современная китайская социология полностью институционализирована как наука. Среди приоритетных тем исследования выделены изучение проблем занятости в малых городах, семейных и брачных отношений, социальной трансформации и модернизации общества, проблемы обустройства социальной жизни в сельской местности и др. Отмечается, что тесное сотрудничество российских и китайских социологов, развитие совместных исследовательских и образовательных программ позволяет получать новые знания о развитии наших обществ. Делается вывод о векторах, оказавших влияние на становление современной китайской социологии. В статье использованы оригинальные источники на китайском языке о становлении и развитии социологии в стране, показаны авторы работ о становлении китайской социологии.
В статье рассматривается проблема дефицита рабочих кадров в реальном секторе экономики, прежде всего, в материальном производстве. Анализ современной тенденции показывает, что китайская молодежь не готова трудиться на низкооплачиваемых работах. Отмечается, что несоответствие между потребностями и социальными притязаниями людей в обществе и относительно отсталым материальным производством, труд на котором считается тяжелым и малооплачиваемым, постепенно созревало, в период начала экономических реформ усилилось, а в современном обществе проявилось в полную силу. Выявляются основные причины сложившейся социально-экономической проблемы, связанные с неразрешенным противоречием между спросом и предложением на рабочую силу в китайской социально-экономической системе. Делается вывод о необходимости дальнейшего сопряжения системы образования и нужд рынка, в частности, создании системы профессиональной подготовки для срочно требуемых в экономике высококвалифицированных кадров, развитию уже имеющихся талантов в новых отраслях, таких как информационная безопасность, разработка программного обеспечения, сетевая инженерия, коммуникационная инженерия, новые энергетические транспортные средства и т.д.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека