Непрерывное профессиональное образование важно для инновационной экономики, одна из особенностей которой - постоянное обновление фундаментальных и прикладных знаний, навыков и компетенций. На основе 80 экспертных интервью, проведенных в 2017-2018 гг. в 12 регионах РФ с ключевыми фигурами инновационных процессов, изучены существующие практики взаимодействия институтов непрерывного образования с наукоемкими производствами, предприятиями и компаниями, корпоративными и государственными научными учреждениями. Рассмотрены потребности рынка труда в специалистах для инновационной деятельности и связанные с этим требования к работе вузов и университетов, включая мнения работодателей о принципах построения обучения инженерно-технических работников, а также перспективы корпоративного образования.
В статье представлены результаты количественного и качественного анализа эффектов программ Фонда содействия инновациям, самой крупной в России организации государственной поддержки малого инновационного бизнеса, на основе обобщения мнений руководителей бизнес-компаний о результатах полученной ими от Фонда помощи. Большинство респондентов положительно оценило эволюцию Фонда – как в части расширения разновидностей программ, так и внутренних процедур оценки и мониторинга проектов. В то же время респонденты часто критиковали бюрократические процедуры, принятые в Фонде. Сделан вывод, что в результате работы Фонда содействия получены социально-экономические эффекты, не уступающие по своей значимости зарубежным (в США и Западной Европе) программам-аналогам, а по ряду параметров даже их превосходящие. В частности, поддержка Фонда в 1990-2000-е гг. имела существенный социально-политический эффект, предотвращая эмиграцию предпринимателей, а в более позднее время Фонд стал целенаправленно способствовать расширению участия молодежи в инновационном бизнесе. По существу, Фонд в некоторой степени замещает слабо развитое в современной России коммерческое (венчурное и «бизнес-ангельское») финансирование рискованных инноваций. Фонд содействия поддерживает, по приблизительным оценкам, лишь 5% отечественных малых высокотехнологических компаний, а потому принципиально не может решить главной системной проблемы, тормозящей развитие отечественного малого инновационного бизнеса, – дефицита заказчиков его продукции. В результате даже при таком высококачественном государственном менеджменте, как в Фонде содействия, наблюдается наложение на «провалы рынка» (слабость венчурного бизнес-финансирования) «провалов государства» (сильный бюрократизм).
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека