В статье рассматриваются процессы, определяющие развитие социологического образования в нашей стране за последние 8—10 лет. Выявлены количественные тенденции изменения масштабов и «распределённости» социологического образования, проанализированы проблемы его позиционирования в системе взаимоотношений с рынком труда. Особое внимание уделено профессиональной идентичности выпускников-социологов. Авторская гипотеза заключается в предположении, что инструментами гармонизации отношений между социологическим образованием и рынком труда могут служить отраслевая рамка квалификации и профессиональные стандарты. Обоснование выявленных тенденций в изменениях масштабов и структуры социологического образования опирается на анализ данных официальной статистики контингента и контрольных цифрах приёма на социологические факультеты и отделения. Анализ показал тенденцию к сокращению масштабов социологического образования и его концентрацию в столицах и центральных регионах РФ. Поиск возможностей сопряжения трудовых функций на рабочих местах и компетенций, формируемых во время обучения, проведён путём сопоставления возможностей проекта профессионального стандарта социолога и модели отраслевой рамки квалификаций. Обосновывается предположение о значительном позитивном влиянии, которое может оказать на развитие социологического образования введение (актуализация) профессионального стандарта социолога, а также обсуждается тезис о возможностях гармонизации отношений социально-гуманитарного образования в целом с рынком труда посредством использования отраслевой рамки квалификаций.
Доверие в современном мире становится социальной, моральной и политической, а также и экономической категорией. Доверие связано с уровнем трансакционных издержек в экономике, поэтому общество низкого доверия (доверия граждан друг другу; доверия государства гражданам и граждан государству; доверия цифровым системам и технологиям) не может обеспечить необходимый уровень экономического роста и общественного благосостояния. В цифровом обществе проблема доверия еще более актуальна: экономические трансакции осуществляются в мобильных приложениях на смартфонах; оплата товаров и услуг происходит с помощью телефонов; поиск работы смещается в социальные сети; информация все больше представляется через интернет-каналы. Как формируется доверие цифровым системам, цифровым источникам информации, цифровой экономике? Каков уровень этого доверия? Это ключевые исследовательские вопросы данной статьи. В её первой части авторы рассматривают сравнительные исследования доверия и раскрывают природу трансформации доверия: от доверия личностного характера к институциональному доверию и затем цифровому доверию. Во второй части представлены результаты эмпирического исследования цифрового доверия (на примере Санкт-Петербурга): телефонный опрос, N=1032, выборка репрезентативна по основным социально-демографическим параметрам; серия глубинных интервью. В заключительной части статьи авторы характеризуют социальные эффекты цифровизации и определяют препятствия развитию цифрового доверия.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека