В статье анализируется военно-профессиональная мотивация и ценностные ориентации молодых людей, избравших военную профессию. В результате эмпирического исследования выделены три группы курсантов по типу мотивации поступления в военную образовательную организацию: идеалисты, прагматики и скептики. Обнаружена связь типа мотивации с показателями отношения к военной профессии. Идеалисты в наибольшей степени разделяют институциональные ценности военной службы, идентифицируют себя с различными категориями военнослужащих и настроены на продолжительный срок военной службы. Прагматиков в наибольшей степени привлекают карьерные возможности военной службы и материальные преимущества, хотя они также разделяют традиционные воинские ценности и лояльны военной организации, настроены на достаточно продолжительный срок службы. Скептики проявляют меньше симпатии к институциональным ценностям военной службы, военным порядкам и дисциплине, планируют служить в армии относительно недолго. Делается вывод о наибольшей перспективности курсантов с идеалистическим типом мотивации, с выраженной профессионально-корпоративной и патриотической направленностью.
Предпринимается попытка проанализировать направления модернизации военного профессионального образования – социального института воспроизводства социальной структуры Вооруженных сил РФ – в представлении военного истеблишмента. Приведены результаты контент-анализа интервью должностных лиц Министерства обороны РФ 2009–2020 гг., посвященных проблемам военного профессионального образования в России. По мнению военных экспертов, военное образование призвано воспроизводить традиционную социальную структуру Вооруженных сил, развивая в курсантах командирские и морально-психологические качества, недоступные гражданским специалистам. Гражданские вузы воспринимаются экспертами лишь как резервный источник подготовки военных кадров в кризисные периоды. Социальный запрос на интеграцию женщин в военную профессию не находит отклика в военном ведомстве, эксперты чаще всего поддерживают гендерную сегрегацию в армии. Попытки укрепления профессионального статуса сержантов, прапорщиков и мичманов путем получения ими среднего профессионального образования скорее способствуют маргинализации данной категории военнослужащих.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека