В статье анализируется военно-профессиональная мотивация и ценностные ориентации молодых людей, избравших военную профессию. В результате эмпирического исследования выделены три группы курсантов по типу мотивации поступления в военную образовательную организацию: идеалисты, прагматики и скептики. Обнаружена связь типа мотивации с показателями отношения к военной профессии. Идеалисты в наибольшей степени разделяют институциональные ценности военной службы, идентифицируют себя с различными категориями военнослужащих и настроены на продолжительный срок военной службы. Прагматиков в наибольшей степени привлекают карьерные возможности военной службы и материальные преимущества, хотя они также разделяют традиционные воинские ценности и лояльны военной организации, настроены на достаточно продолжительный срок службы. Скептики проявляют меньше симпатии к институциональным ценностям военной службы, военным порядкам и дисциплине, планируют служить в армии относительно недолго. Делается вывод о наибольшей перспективности курсантов с идеалистическим типом мотивации, с выраженной профессионально-корпоративной и патриотической направленностью.
Предпринимается попытка проанализировать направления модернизации военного профессионального образования – социального института воспроизводства социальной структуры Вооруженных сил РФ – в представлении военного истеблишмента. Приведены результаты контент-анализа интервью должностных лиц Министерства обороны РФ 2009–2020 гг., посвященных проблемам военного профессионального образования в России. По мнению военных экспертов, военное образование призвано воспроизводить традиционную социальную структуру Вооруженных сил, развивая в курсантах командирские и морально-психологические качества, недоступные гражданским специалистам. Гражданские вузы воспринимаются экспертами лишь как резервный источник подготовки военных кадров в кризисные периоды. Социальный запрос на интеграцию женщин в военную профессию не находит отклика в военном ведомстве, эксперты чаще всего поддерживают гендерную сегрегацию в армии. Попытки укрепления профессионального статуса сержантов, прапорщиков и мичманов путем получения ими среднего профессионального образования скорее способствуют маргинализации данной категории военнослужащих.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library