На основе репрезентативных исследований зафиксировано, что рост разнообразия и фрагментация медиасреды вызывают, с одной стороны, распределение российской ТВ аудитории по большому числу малых каналов, а с другой - концентрацию аудитории вокруг ограниченного числа высокоохватных источников. Также имеет место пересечение аудиторий больших и малых каналов. Автором выделены несколько социокультурных трендов, связанных с ростом возможностей выбора медиа. Происходит демократизация информационной среды, рост возможностей выражения немейнстримных социальнополитических и культурных образцов. Вместе с тем фрагментация отражает ситуацию информационного переполнения, что соотносится с упрощением контента и изменением механизмов его понимания. Расширение возможностей выбора медиа не всегда означает разнообразие медиапотребления. Важным фактором при этом является коммерческий императив, влияющий на содержание медиа. В более широком социальном плане фрагментация медиа отражает тренд дифференциации и усложнения современных обществ с присущими этому процессу противоречиями: социальным разобщением и фрагментацией публичной сферы, уходу общезначимых проблем на второй план общественного внимания; повышением роли цифровых алгоритмов и данных в процессе обеспечения адресности контента и сопряженные с этим минимизация сферы частного в ущерб повсеместной прозрачности.
Важным фактором изменений отношения зрителей к современному телевидению являются процессы конвергенции медиа, влияющие на конфигурацию экранного потребления. Телевидение испытывает серьезную конкуренцию за внимание аудитории со стороны сервисов онлайн-видео в среде Интернет. В первой половине последнего десятилетия отмечался рост средней длительности просмотра, затем произошло снижение интереса населения к телевидению; в период пандемии и связанного с ней карантина тренд уменьшения российской аудитории телевидения сменился на обратный. На основе репрезентативных данных зафиксировано, что только треть аудитории считает важной роль телевидения в их жизни и досуге. Для определения ключевых обстоятельств, детерминирующих негативное отношение аудитории к телевидению, применялась модель бинарной логистической регрессии. Установлено, что ведущими здесь являются переменные, отражающие неудовлетворенность выбором и содержанием программ, принадлежность к группе молодежи в возрасте «15-24» лет, неудовлетворенность реализацией информационной функции современным российским телевидением. Доминирование коммерческого императива и форматов массовой постмодернистской культуры приводит к нравственно-эмоциональному наполнению содержания значительной части программ, которые не всегда оказываются принятыми аудиторией. Это ведет к постепенной утрате важных социальных функций ТВ, в том числе интегративного плана.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library