Изучение специфики современного религиозного и квази-религиозного мифа делает актуальными исследования конспирологической интерпретации убийства Николая II и его семьи в контексте мифологем ритуального убийства, что является целью данной статьи. На материале царебожнического дискурса авторы анализируют прагматику и семантику основных концептов, образующих миф о ритуальном убийстве и специфику его социальной прагматики, социо-семиотические особенности мифологемы о ритуальном убийстве. В связи с этим в статье раскрываются содержание и смысл мифологемы ритуального цареубийства Николая II, которая, будучи включенной в политическую повестку современной российской действительности, активно используется в качестве инструмента достижения пропагандистских или апологетических эффектов. Особое внимание уделено проблеме генезиса мифологемы ритуального цареубийства в семиосфере современного маргинального православия, у истоков которой стоит образ «убиенного мученика» царя Ивана Грозного и который служит своего рода критерием ее ортодоксальности. Приведенный в статье контент-анализ нарративов мифологемы ритуального цареубийства Николая II показал, что она является интегральным концептом «царебожничества» – направления в православной субкультуре, которому свойственна вера в особую святость царя Николая II («Царь-Искупитель»). В качестве источников использованы тексты ритуалосферы царебожнических общин и агиографический нарратив современного царебожнического мифа. Полученные результаты подтверждают, что расстрел Николая II интерпретируется в маргинальном православии как эсхатологическое убийство удерживающего пришествие антихриста в мир, что служит проводником «мрачного эсхатологизма», формирует / подпитывает дискурсы страха, которые приводят к радикализации части современных православных верующих.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека