Статья предваряет публикацию фрагментов книги «Изучение читательских интересов» одного из ведущих исследователей аудиторий советских библиотек 1920-х гг. Евгения Хлебцевича. Рассмотрены содержание и основные тенденции теоретических дискуссий и исследовательской практики 1920-х гг., методик изучения различных читательских аудиторий и их интересов. Основное внимание уделено подобного рода исследованиям, проводившимся в Красной армии. Проанализирована биография и служебная деятельность Е.И. Хлебцевича, одного из руководителей библиотечной службы РККА, организатора эмпирических исследований в войсках. Рассмотрен методический аппарат, проблематика и результаты проводившихся исследований, тенденции и факторы, повлиявшие на их свертывание в начале 1930-х гг. Сделаны выводы об особенностях развития советской социологии в послереволюционный период.
На основе сравнительного анализа содержания двух фундаментальных изданий, опубликованных в 2018 г.: коллективной монографии «Военная социология: теория и практика исследования» и учебника для военных вузов «Военная социология», делаются выводы о современном состоянии и перспективах развития российской военной социологии как специальной отрасли социологических знаний. Обсуждаются как достижения, так и недостатки российской военной социологии по разработке теоретико-методологических основ и эмпирико-методических исследовательских технологий. В качестве проблемных областей отмечается ведомственная модель ее развития, отсутствие системы подготовки профессиональных кадров и игнорирование зарубежного опыта. Излагаются возможные пути преодоления недостатков и поступательного развития этой отраслевой социологии.
В статье излагается проблема формирования и развития профессионального психологического отбора в СССР в 1920-е гг. Наиболее масштабно эта работа осуществлялась в рядах Красной армии. На основе анализа периодических изданий, печатных источников и архивных материалов в научный оборот вводится ряд событий и фактов, связанных с обследованиями, отбором и распределением по родам войск и военным специальностям призывных контингентов и кандидатов для поступления в военные вузы. Рассматривается опыт и перспективы использования в социологии психологических методов, в частности, тестовых методик (Социологические исследования. 2017. № 12. С. 144–155; 2018. № 2. С. 45–54; 2019. № 2. С. 130–141).
На основании статистических обследований представлен анализ социальных проблем Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в период военной реформы 1924–1925 гг. Основное внимание уделено деятельности Информационно-статистического отдела Политического управления РККА: использованию методов сбора информации о составе и биографических данных сотрудников; проблематике и результатам проводившихся исследований. Рассмотрены исследовательские проекты по изучению политико-морального состояния красноармейцев, материального положения командного и политического состава РККА, регламентации рабочего времени военнослужащих, осуществлен анализ содержания красноармейских писем как показателя массовых настроений и актуализации социальных проблем армии и общества, характера гражданско-военных отношений.
При социологическом анализе современных войн и вооруженных конфликтов, вопреки многообразию теоретико-методологических подходов, до сих пор отсутствует консенсус относительно определения сущностных характеристик и механизмов возникновения войн. Междисциплинарный подход, с одной стороны, открывает возможности для комплексного изучения такого сложного социально-политического явления, как война, но, с другой стороны, размывает границы собственно социологического анализа. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос даже о названии и статусе отраслевой социологии, в предметную область которой входит война. Автор, анализируя историю социологических исследований войны, предлагает ответы на вопросы, что такое современное понимание войны, на какой теоретической основе оно может базироваться, чем война отличается от других видов военных конфликтов, каковы ее сущностные признаки. Обобщение разных подходов к военной социологии приводит к выводу, что она должна рассматриваться как часть только формирующейся «социологии войны и мира», комплексно изучающей широкомасштабные социальные конфликты с применением вооруженной борьбы.
1870–1880-е гг. в России – период, когда об эмпирической социологии еще не шло и речи, но статистическиеобследования населения по самому широкому кругу социально-экономических вопросов активно проводились губернскими и областными администрациями, а впоследствии, в сотрудничестве с ними – земскими учреждениями. И если деятельность земских статистических органов, функционировавших в некоторых губерниях европейской части страны, в достаточной степени изучена, то результаты исследований губернских (областных) статистических комитетов, охватывающих практически все регионы Российской империи, продолжают оставаться вне поля научного анализа. Статья в определенной степени восполняет этот пробел, рассматривая на примере Терского областного статистического комитета методы и результаты деятельности его сотрудников, их вклад в развитие исследовательских процедур, в частности, пионерной практики использования выборочного метода. В центре внимания – организация и результаты обследования быта терского казачества на примере 12 «типичных» станиц, проведенного в 1875–1880 гг. под руководством Н.А. Благовещенского. Этот пример рассматривается в контексте обширной практики статистических обследований сельского быта последней трети XIX в. как уникальной черты и бесспорного достижения отечественной статистики и практики эмпирических социальных исследований в России.
Рассматриваются методы и результаты деятельности сотрудников Терского областного статистического комитета, их вклад в статистические обследования, в развитие исследовательских процедур, в частности, их пионерная практика использования выборочного метода. В центре внимания – организация и результаты изучения в 1875-1880 гг. быта терского казачества на примере 12 «типичных» станиц под руководством Н.А. Благовещенского. Этот опыт рассматривается в контексте практики статистических обследований сельского быта последней трети XIX в. как уникальной черты и бесспорного достижения статистики и практики эмпирических социальных исследований в России.
В статье анализируются состояние и перспективы развития дополни- тельного образования детей школьного возраста. Обосновывается вывод о возрастании его роли в формировании личности ребенка как следствие неудовлетворенности граждан качеством школьного образования. На основе результатов всероссийского статистического наблюдения Росстата и данных социологических исследований изучается доступность дополнительного образования и характер вовлеченности в него школьников. Особое внимание уделено изучению особенностей и перспектив развития лингвистической составляющей дополнительного образования. Содержится вывод о необходимости усиления государственного регулирования этой сферы деятельности.
Вооруженные Силы СССР как один из столпов политического режима и гарантов обеспечения военной безопасности к концу 1980-х гг. испытывали на себе все последствия деформации советской общественно-политической системы и нуждались в реформировании. Ключевыми проблемами в дискуссиях о военной реформе выступали вопросы оптимизации численности вооруженных сил до пределов «разумной достаточности», их профессионализации и устранения политического контроля со стороны правящей партии. И если сокращение численности армии и флота ослабляло бремя экономической нагрузки, а комплектование воинских формирований военнослужащими на принципах добровольчества устраняло проблему «дедовщины», то департизация и деполитизация силовых структур размывали основания их «советской» сущности. На основе анализа малоизвестных результатов социологических исследований 1989–1991 гг. в статье предпринят поиск ответа на вопрос, почему попытки сделать вооруженные силы «последним оплотом советской государственности» оказались безуспешными.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека