В статье предлагается один из возможных подходов к диагностике производственной ситуации на промышленных предприятиях. В его основе несколько методологических предпосылок. Первая – основная цель социологического сопровождения процессов подготовки обоснованных управленческих решений состоит в выявлении «управляемых факторов», воздействие на которые предположительно может изменить производственную ситуацию в сторону ее улучшения. Вторая – объектами функционального управления целесообразно считать социальные типы, представляющие собой латентные группы рабочих, качественно однородные по характеру идентификации с предприятием. Третья – процедуры поиска «управляемых факторов» могут опираться на использование показателей баланса/дисбаланса между оценками работы и притязаниями рабочих, отнесенных к одному и тому же типу по характеру их идентификации с предприятием. В процессе апробации предлагаемого подхода на примере анализа данных опроса рабочих промышленных предприятий в определенной степени подтвердилась целесообразность как трехкомпонентной модели идентификации рабочих с предприятием, ранее предложенная авторами, так и анализа на ее основе показателей баланса/дисбаланса. Из приведенных эмпирических обоснований следует, что при переходе к анализу элементов производственной ситуации по типологическим группам рабочих, выявленным по характеру идентификации с предприятием, наблюдается существенное повышение информативности показателей баланса/дисбаланса между оценками работы и притязаниями рабочих в ситуации здесь и сейчас.
В статье обосновывается доминирующая роль показателя «этап жизненного цикла» для изучения специфики субъективного благополучия/социального самочувствия личности. Для этого предлагается процедура вторичной концептуализации первичных данных двух исследований – Европейского социального исследования (2012) и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (2017). Для этой процедуры характерно выделение разных видов взаимосвязи между переменными, посредством которых измеряются показатели субъективного благополучия/неблагополучия; формирование показателя «этап жизненного цикла»; определенная логическая схема анализа данных. В качестве обобщенного показателя субъективного благополучия используется логический индекс, включающий «удовлетворенность жизнью» и «личное счастье». Частные показатели определяются по результатам факторизации переменных, измеряющих субъективное благополучие в разных сферах жизнедеятельности человека. При формировании показателя «этап жизненного цикла» использовались: возраст; семейное положение; отсутствие/наличие детей и их возраст или место проживания. Анализ данных предполагал выделение групп, качественно однородных по этапу жизненного цикла, и определение характера связи обобщенного показателя с частными посредством параллельного использования коэффициента связи Крамера и логико-комбинаторного метода (ДСМ-метод). Сравнительный анализ специфических особенностей в характере этой связи в рамках выделенных групп позволил сделать вывод о доминирующем влиянии этапа жизненного цикла человека на уровень его субъективного благополучия.
Предлагается анализ тематического репертуара журнала «Социологические исследования» по проблематике методов эмпирического исследования. Рассматриваемые статьи классифицированы по различным «направлениям» в зависимости от доминирования в них определенного инструментального, методического контекста. Статистика публикаций по этим направлениям за 2000–2018 гг. позволяет косвенно судить о вкладе журнала в развитие «методной» проблематики. Для сравнения приводится статистика по аналогичным направлениям в журнале «Социология: методология, методы, математическое моделирование» за 1991–2018 гг. Авторы приходят к выводу: в «Социологических исследованиях» актуализированы основные методические направления в соответствии с его миссией ведущего профессионального издания широкого профиля. Вместе с тем подчеркивается необходимость расширения «методного» тематического репертуара в свете современных методологических вызовов и с учетом отечественных реалий.
В статье рассмотрены существующие исследовательские практики изучения субъективного благополучия в сфере труда. Актуализируются проблемы социологического измерения «субъективного благополучия на работе» как собирательного понятия для фиксирования отношения к работе, отражающего как социальные представления о «благополучной» производственной ситуации, так и оценки разнообразных ее аспектов в ситуации «здесь и сейчас». Под социологическим измерением понимается подход, в основе которого целевая установка на поиск управляемых факторов, связанных с сохранением и развитием человеческого потенциала организации (предприятия). Сформулированы «аксиоматические положения», в их основе теоретико-методические обобщения исследовательских практик изучения субъективного благополучия в сфере труда за рубежом и в нашей стране, а также поисковых исследований авторов. Среди исследовательских практик особое внимание уделено тем, в которых реализуются типологические модели, опирающиеся на идеи реконструкции социальных типов среди работников и интерпретации типологической структуры работников как объекта функционального управления.
The article considers the existing research practices of studying subjective well-being in the world of work. The problems of sociological measurement of "subjective well-being at work" as a collective concept for setting the attitude to work, reflecting both social ideas about "favorable" situation in the workplace and evaluation of its various aspects in "here and now" situation are actualized. The sociological measurement is understood as an approach, which is based on the targeting of the search for controllable factors related to the preservation and development of the human potential of the organization (enterprise). "Axiomatic provisions" are formulated based on theoretical and methodological generalizations of research practices of studying subjective well-being in the world of work abroad and in Russia, as well as exploratory studies of the authors. Among the research practices, special attention is paid to those where typological models based on the ideas of reconstruction of social types among employees and interpretation of the typological structure of employees as an object of functional management are implemented.
В рамках развития социологической методологии периодически возникает потребность актуализации вопросов экспликации представлений о «старых» классических понятиях. Для понятий из «методной области» такого рода «повороты» способствуют расширению познавательных возможностей известных инструментальных средств, увеличивая эвристический потенциал концептов не столь «модных» в современных реалиях. В статье предлагается метафора «типологический поворот» для обозначения востребованности в развитии типологического метода социального познания. В применении к эмпирической социологии теоретико-методические проблемы реализации метода связаны с особым видом многомерного анализа данных – типологическим. Он трактуется и как специфическая исследовательская стратегия, и как средство концептуализации, и как способ диагностики социальной реальности. В последние годы востребованность «типологического поворота» актуализируется не столько в области социологических исследований, сколько в смежных с социологией областях, анализу этих представлений в статье уделяется особое внимание. Обоснование поворота к типологическому подходу изучения социальных феноменов опирается также на многолетние поиски авторов статьи в области разработки методических решений для проведения типологического анализа в различных исследовательских ситуациях.
Статья посвящена теоретико-методическим проблемам выявления типологической структуры наемных работников по характеру устойчивости / неустойчивости занятости. Актуализируются вопросы разработки технологии проведения типологического анализа в тех исследовательских ситуациях, когда возникает необходимость обращения к особым средствам разбиения исходных для анализа объектов (респондентов) на группы – к методам нечетких классификаций. Это ситуации, когда типологический анализ проводится по данным массовых опросов; существует возможность сформировать интегральные индексы для измерения показателей неустойчивости занятости на основе ее признаков как «объективного», так и «субъективного» характера; наблюдается размытость структуры расположения объектов в пространстве классификационных признаков и возникают проблемы оценки степени такой размытости. Представлены результаты поискового исследования, позволяющие сделать вывод о том, что типологические модели, опирающиеся на идеи реконструкции социальных типов среди работников, можно интерпретировать как инструментальное средство для сравнения типологических структур разных социальных общностей, выявленных по характеру неустойчивости занятости. Одна группа результатов относится к рефлексии о составе типообразующих признаков, базовую часть которых составляют два показателя неустойчивости занятости, при этом один соотносится с «объективными», другой - с «субъективными» ее признаками. Другая группа результатов связана с обоснованиями адекватности исследовательской ситуации именно методов нечеткой классификации по сравнению с методами четкой (случай, когда объект однозначно относится к определенному классу).
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека