В статье обобщены результаты экспертного опроса, посвященного проблематике российских средних классов, проведенного авторами в целях уточнения и верификации критериев и критериальных границ их идентификации. Выявлены параметры идентификации средних классов, относительно которых существуют близкие позиции экспертов в отношении образования, положения в сфере занятости, материально-имущественной обеспеченности, самоидентификации. В составе средних классов, по мнению большинства экспертов, при их идентификации по образованию должны быть представлены лица с образованием не ниже среднего профессионального, а с учетом положения в сфере занятости – наемные работники, предприниматели, самостоятельно занятые. При описании материально-имущественной обеспеченности представителей средних классов наиболее близкие позиции среди экспертов были установлены по ее параметрам, определяющим требования к качественным характеристикам (благоустроенность жилья, его просторность и пр.). Эксперты выразили мнение о важности субъективного критерия, дополняющего объективные критерии идентификации средних классов.
Статья обобщает и систематизирует результаты реализации ряда значимых пилотных проектов по безусловному базовому доходу, поддержанных государством. Обоснованы критерии соответствия денежного трансферта этому понятию посредством сравнительного анализа разных подходов к его определению. Выявлены позитивные и негативные последствия использования переходных форм безусловного базового дохода: «социальных дивидендов», гарантированного минимального дохода, «отрицательного подоходного налога», поддержки наиболее уязвимых групп населения, денежных выплат в период пандемий. Сделан вывод о том, что его использование будет способствовать решению ряда значимых социальных проблем современных обществ. Обозначены проблемные и не изученные области тестирования переходных форм безусловного базового дохода и необходимость продолжения исследований и экспериментов в направлении реализации универсального характера этой социальной выплаты.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека