Исследуются публичные выступления президентов США и РФ с целью фиксации в них модусов времени – прошлого, настоящего и будущего. Основываясь на нарративном анализе текстов, авторы фиксируют специфику репрезентации указанных модусов в выступлениях Дж. Буша, Б. Обамы, Д. Трампа, В.В. Путина и Д.А. Медведева. Делается вывод о наличии общих позиций в темпоральном контенте инаугурационных речей американских и российских политических лидеров, универсальных ценностных моделях отражения настоящего, будущего и прошлого. В качестве особенностей презентации образов времени лидеров США фиксируются: выраженный интерес к мифологизации образов прошлого, идея диалектики провиденциализма и рукотворного созидания прошлого, связь будущего с универсально-глобальной перспективой, метафоричность, образность, символичность и активное использование past-аллюзий, выполняющих функцию опорных смысловых конструкций, фоновая функция репрезентации настоящего. В речах российских глав государств выделены: дистанция настоящего от недавнего прошлого (преодоление в настоящем проблем прошлых лет), декларирование позитивного образа современности, усиление демократизации политической риторики, обращенной к народной традиции и «простому человеку»..
Статья посвящена осмыслению феномена интернет–культуры – сетевых флешмобов, распространившихся в режиме web-эпидемии. Сетевые флешмобы анализируются с позиции раскрытия в них нового типа солидарности, получившей в авторской терминологии обозначение – транзитная солидарность. На примере сетевых флешмобов «Я не Боюсь Сказать», «Питер Мы с Тобой», «Меня не взяли», «Взрослая жизнь в пяти словах», «Три слова в прошлое» и других изучается вариативная основа идентификации интернет-пользователей с группой. Содержательно-смысловая конструкция сетевых флешмобов раскрывается через концепты «травма» и «карнавал». Делается вывод, что сетевые флешмобы открывают возможность компенсаторного проживания индивидуальной травмы в практиках коллективной вовлеченности в публично демонстрируемое единство, где тематический хештег становится символическим конструктом узнавания «своих».
Проблема театрализации повседневности раскрыта на данных художественно-исследовательского проекта “Театра.net” – серии глубинных интервью, ориентированных на рефлексивные описания особых событий и ситуаций в жизни субъекта, которые он сам готов рассматривать в значениях “театральности”. Особенность проекта – использование двойной интерпретации: рассказ интервьюируемого о событии собственной жизни; последующее представление (разыгрывание) данной истории интервьюером на сцене в технике документального театра – verbatim.
В статье анализируется проблемное поле исследований памяти, представленных на страницах международного академического периодического издания “Memory Studies” за первые 12 лет его существования (2008–2019). На основе сплошной выборки опубликованных в журнале материалов (393 статьи) авторы выделяют содержащиеся в них базовые концепты и ключевые memory-нарративы. Первые позволяют установить тематическую направленность современных исследований памяти, а вторые – определить преимущественный характер интерпретации мемориального дискурса. В заключение авторы делают вывод, что, несмотря на институционализацию в качестве самостоятельного исследовательского направления, memory studiesпродолжают сохранять присущую им тематическую непредсказуемость и разнообразие. По этой причине дать исчерпывающий ответ относительно закономерностей функционирования и прогнозов развития данной области исследований на сегодняшний день невозможно.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека