сравнительный федерализм, этнические федерации, этнополитология
Рассматриваются положения современных концепций технократии с учетом той роли, которую технократы играют в обществе и, прежде всего, в сфере управления. Раскрывая специфические признаки технократии как составной части правящей группы, автор показывает высокие потенциальные возможности технократов в силу имеющихся у них специальных знаний и организаторских способностей. Дан анализ распространенных в научной литературе утверждений о рисках, сопряженных с деятельностью технократов. Главным из них считается ограничение или отрицание демократии при господстве технократии. В отличие от утверждающих о несовместимости технократии, основанной на приоритете профессионализма в управлении, и демократии как народовластия, автором обосновывается идея о несовместимости технократии не с демократией вообще, а скорее с прямой демократией. В принципе технократическая власть возможна при сохранении основных институтов и принципов представительной демократии, но при определенном ограничении массового политического участия как способе решения проблем, требующих специальных познаний. Предлагаются варианты сочетания профессионализма в управлении с демократическим участием общественности. Особое внимание уделено одному из коренных положений концепции технократии – об аполитичности технократов и их отстраненности от идеологических соображений, а также об отсутствии у этой группы интереса к социальной политике. Автором отрицается существование непреодолимого барьера между технократами и политиками, обосновывается зависимость технократов от политической и идеологической среды.
При наличии общих функций язык в этнических федерациях имеет ряд отличительных особенностей. Их анализу на основе опыта многонациональных и би-этнических федераций посвящена данная статья. Она состоит из четырех частей. В первой показана роль языка как критерия формирования составных частей этнических федераций. Во второй рассмотрен территориально ограниченный характер действия официальных языков субъектов федерации и вытекающие отсюда социальные апоследствия. Третья часть посвящена анализу использования языка в качестве социального критерия формирования органов государственной власти и избрания (назначения) должностных лиц. В четвертой части речь идет о проблеме сочетания общенационального государственного языка федерации и официальных языков субъектов федерации и перспективах двуязычия. Наличие функциональных особенностей, общих для языков в этнических федерациях, не означает отсутствия языковой специфики в каждой из них. В свою очередь это не исключает целесообразность заимствования элементов положительного опыта иных стран, что объясняет актуальность сравнительных исследований разных этнических федераций, в том числе в сфере языка и языковой политики.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека