В статье анализируются распространенность и эффективность способов и стратегий поиска работы выпускниками российских вузов. Эмпирической основой выступают данные федерального обследования выпускников вузов, завершивших обучение в 2010–2015 гг. Наиболее распространенными является комбинированная стратегия поиска, предполагающая использование как формальных, так и неформальных способов (от двух до пяти). К самым эффективным стратегиями относятся поиск работы с помощью родственников и знакомых, путем обращения на предприятия и при содействии образовательных организаций. Показано, что выбор стратегии поиска работы определяется ожидаемой отдачей с точки зрения прежде всего вероятности трудоустройства.
Проанализирована мобильность иностранных работников при переходе от последнего места работы в стране происхождения к первой работе в РФ и при смене работы на территории России; показано, что на российском рынке труда слабо востребованы профессиональные навыки, образование и квалификация мигрантов, в первую очередь высокого уровня; спрос на труд мигрантов смещается в сторону всё более простой, не требующей квалификации работы.
Рассматривается проблема несоответствия характеристик работников требованиям рынка труда. Цель исследования – оценить масштабы избыточного квалификационного несоответствия российских работников, определить его детерминанты и влияние на потенциальную текучесть и удовлетворенность работой. Эмпирической основой работы послужили микроданные Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проведенного Росстатом в 2018 г. Измерение квалификационного несоответствия основывается на самооценке респондентов. Около половины российских работников оценивают свою квалификацию как избыточную. Регрессионный анализ показал, что наиболее значимой детерминантой избыточной квалификации выступает уровень образования. Работа в неформальном секторе, плохие условия труда, избыточное образование и работа не по специальности увеличивают вероятность того, что работник будет считать себя переквалифицированным. Доказано, что избыточная квалификация – значимый предиктор трудового поведения. Вероятность поиска новой, более подходящей работы выше у тех работников, кто оценивает свою квалификацию как чрезмерную. Избыточная квалификация оказывает негативное влияние на удовлетворенность работой, снижая вероятность чувствовать себя удовлетворенным и повышая риски неудовлетворенности.
In this article the problem of inconsistency of employees' characteristics with the requirements of the labor market is considered. The research objective is to estimate the scale of overqualification mismatch of Russian employees, to find its determinants and influence on potential turnover and job satisfaction. The empirical basis of the work was microdata from the Comprehensive Living Conditions Survey conducted by Rosstat in 2018. Measurement of qualification mismatch is based on respondents' self-assessment. About half of Russian employees assess their qualifications as excessive. Regression analysis has shown that the most significant determinant of overqualification is the level of education. Work in the informal sector, poor working conditions, excessive education and work not in the specialty increase the probability that the employee will consider himself/herself overqualified. It has been proved that overqualification is a significant predictor of labor behavior. The probability of searching for a new, more suitable job is higher for those employees who assess their qualifications as excessive. Overqualification has a negative effect on job satisfaction, reducing the likelihood of feeling satisfied and increasing the risks of dissatisfaction.
В статье анализируются масштабы внутрифирменного обучения выпускников вузов, описываются его основные практики, определяются факторы участия в нем. Эмпирической основой выступают данные федерального обследования выпускников вузов, завершивших обучение в 2016–2020 гг. Около четверти из них проходили дополнительное обучение в первый год работы. Вероятность дообучения выше для выпускников-очников, занимающих позиции специалиста. Она не зависит от того, работает он по специальности или нет. Дефицитность профессиональных навыков и важность личностных качеств для успешной работы существенно повышают включенность в обучение. Показано, что внутрифирменное обучение выступает как инструмент преодоления разрыва между имеющимися у выпускников и необходимыми для работодателя знаниями и навыками, главным образом профессионального содержания. Установлено, что участие в практиках внутрифирменного обучения дифференцировано по квалификационно-должностным группам и дефицитности различных видов знаний и навыков. В целом, организованные формы дообучения, наставничество и самообучение выступают как взаимозаменяющие друг друга практики. Наставничество и самообучение во многом являются взаимодополняемыми видами внутрифирменной подготовки.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library