В статье обсуждаются установки и планы студенческой молодежи с целью прогноза формирования семьи среди образованной части российского населения. Представлена динамика (2005, 2007–2018 гг.) предпочтений юношей и девушек в отношении возраста вступления в брак, этнической, религиозной принадлежности, возраста, уровня образования, заработка будущего супруга(и) с точки зрения гомо-гетерогенности, планов и мнений о необходимых условиях для заключения брака и установок на единобрачие. Показано, что происходит конвергенция планов юношей и девушек относительно их брачного пути, установки студентов юга по многим индикаторам сближаются с установками москвичей. Установки и планы в 2018 г. анализируются в зависимости от пола, этнической и религиозной идентичности, городского/сельского происхождения, структуры родительской семьи, уровня образования родителей, специальности и города обучения студентов. Установлено, что религиозная и этническая идентичности в большей мере дифференцируют брачные планы и установки студентов. Доля студентов, готовых заключить брак с не россиянином/не россиянкой достаточно велика вне зависимости от пола. Установки части девушек-студенток не вполне реалистичны. Результаты позволяют сделать осторожный прогноз дальнейшего увеличения разводов и повторных браков. Отличаются большей либеральной направленностью брачные установки и планы девушек, обучающихся по техническим специальностям. Можно ожидать повышение гетерогенности браков среди образованного слоя по критерию этнической/религиозной идентичности, гражданства, возраста, уровня образования и дохода
Цель статьи – привлечение внимания к понятию амбивалентности, его использованию и измерению в российских социологических исследованиях, в том числе семейных. Представлены определения понятий амбивалентности и теоретические подходы, с помощью которых, по мнению автора, можно анализировать причины семейной амбивалентности: символический интеракционизм, подход семейного жизненного пути, системная теория, феминистский подход, феноменология. Акцент сделан на понятии «структурная амбивалентность», источником которой (в отличие от определения Р. Мертона) является различное распределение в обществе привилегий и ресурсов среди социальных групп по признаку класса, возраста, пола, этничности/расы, дееспособности, сексуальной ориентации, места рождения и др. Это понятие подчеркивает социальную активность граждан как социальных акторов, не только их психологические состояния и чувства. Структурная амбивалентность влияет на микроуровень семейного взаимодействия. Проблематизируется измерение амбивалентности в социологических исследованиях в связи с ситуационностью и диалектической природой понятия. Представлены основные предметные области применения понятия в зарубежных исследованиях: отношения взрослых детей и родителей, в сводных семьях, в семьях мигрантов, при выполнении отцовской роли молодыми отцами и современных ролей бабушек/дедушек, в процессе «создания семей» незамужними матерями. Приводятся типологии источников межпоколенческой амбивалентности. Обосновывается актуальность исследований в России отношений между взрослыми детьми и родителями, прародителями и внуками, в том числе с применением понятия амбивалентности.
В статье поставлена задача систематизации понятийного аппарата для изучения взаимоотношений родителей и взрослых детей. Обосновывается актуальность предметной области, представлены определения и примеры верификации таких понятий, как уход, солидарность, конфликт, амбивалентность, отчуждение. При описании результатов эмпирических исследований подробно анализируются индикаторы межпоколенческой солидарности. На макроуровне показана зависимость отношений взрослых детей и родителей от культурных традиций, уровня модернизации различных стран, социального режима, городской/сельской местности. На микроуровне на результатах зарубежных и российских исследований демонстрируется зависимость этих отношений от пола,социального класса, этнической группы, брачного статуса детей и их родителей. Акцентируется целесообразность использования унифицированных индикаторов и показателей представленных понятий для обеспечения сопоставимости полученных эмпирических результатов с целью анализа как кратковременных, так и долговременных тенденций в отношениях взрослых детей и родителей в России. Практическая актуальность таких исследований обусловлена необходимостью прогноза роли семьи либо государственных или частных учреждений в уходе и поддержке пожилых людей.
Необходимость развития теоретического наследия А.Г. Харчева предопределила цель статьи. В основу взято утверждение Э. Черлина о различии между эволюционными и трансформационными изменениями института брака как альтернативы рассуждениям о деинституциализации. Девиации (практики и установки) рассматриваются в качестве свидетельств трансформации, а вариации – эволюции института брака. Гипотетический набор девиаций и вариаций нормативного брачного поведения и нормативных брачных установок представлен исходя из возможности оценить их распространенность на эмпирическом уровне. Анализировались подвыборки мужей и жен (RLMS–HSE 2002, 2003, 2009 и 2019), мужчин и женщин (RLMS–HSE 1994, 2000, 2009, 2019, ESS–2018, ВНДН-2019), а также данные статистики и работ коллег. В качестве девиаций выделены разводы, добрачные сексуальные связи и установки на их допустимость, внебрачные зачатия, установки жен на симметричное распределение ролей, участие мужей в принятии семейных решений. Вариациями можно считать сводные семьи, бездетность в браке, установки на допустимость внебрачного секса и возможность усыновления детей однополыми парами, сожительства до брака или вместо брака без детей, внебрачные рождения (ребенок регистрируется только матерью), сожительства биологических родителей, т.е. хрупкие семьи. Показана тенденция уменьшения доли состоящих в браке со средним образованием в сравнении с имеющими высшее образование не только среди мужчин, но и женщин. Установлено, что по ряду индикаторов более благополучны женатые мужчины и замужние женщины в сравнении с представителями других брачных статусов, особенно в пожилом возрасте.
На данных исследований, проведенных в 1994, 2010 и 2022 гг. на аналогичных выборках подростков Москвы, анализируется динамика социальных и психологических показателей развития и благополучия подростков в различных типах семей по критерию проживания с родителями (нормативная, сводная, материнская), числу детей (малодетные, многодетные) и материально-жилищной обеспеченности. Развитие и благополучие подростков эмпирически верифицировано через блоки переменных, общих для всех этапов: образовательный ресурс, гражданские качества, занятия спортом и состояние здоровья, вредные привычки, опыт сексуальных отношений, психологическое благополучие. В анализируемый период существенно уменьшилось число связей структуры семей по выделенным критериям и показателей развития подростков. Данный эмпирический вывод свидетельствует о гибкости семейного института, способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Подростки могут быть неблагополучны в ненормативных типах семей преимущественно из-за стигмы со стороны социального окружения, а не семейной структуры как таковой. Практически не различаются подростки в мало- и многодетных семьях. Материальный уровень семей подростков более значим с точки зрения их благополучия, нежели семейная структура на протяжении всего исследуемого периода.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library