Сегодня во всех школах России вводятся единые образовательные стандарты уроков религиозного воспитания для учащихся начальных и средних классов, однако общественное мнение по вопросу изменения стандартов светского общего образования до сих пор не изучено. Для преодоления этого пробела проведены опросы. В качестве места их проведения выбраны наиболее сложные и разнообразные в этническом, религиозном и культурном аспектах регионы, которые благодаря своим особенностям являются и самыми информативными с точки зрения столкновения религиозных интересов – республики Северного Кавказа. Проведённые ранее исследования показали высокое уважение к представителям всех монотеистических религий со стороны подавляющего большинства жителей республик СКФО РФ, однако вопросы преподавания основ своей и чужих религий в общеобразовательных школах остры и потенциально конфликтны. Выявлены значительные различия в отношении к урокам религиозного образования в различных республиках. Делается вывод о необходимости учета общественного мнения для адекватной корректировки изменения стандартов общего образования на Северном Кавказе и в других субъектах России с высокой поликонфессиональностью.
Статья посвящена исследованию отношения жителей северокавказских республик к проведенной в 1990-е гг. приватизации, а также последствиям этой неоднозначной социально-экономической реформы. На основании массовых (N = 1200) и экспертных (N = 50) опросов в шести республиках СКФО авторы приходят к выводу о высоко дифференцированном отношении представителей различных этносов к итогам приватизации. Подтверждается гипотеза, что современные различия в оценке событий прошлого жителями разных регионов связаны с различиями в их социально-экономическом положении: наиболее лояльное отношение к приватизационным процессам высказали представители самых экономически развитых северокавказских республик, Дагестана и Чечни.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека