В статье обсуждены объяснительные возможности социологической теории депривации как методологического инструмента исследования нетрадиционной религиозности. Проводится аналитическое рассмотрение и сравнительный анализ четырёх концептуальных моделей религиозной конверсии по учёту эффекта лишений: институциональной (Ч. Глок) и рыночной (Р. Старк и У. Бэйнбридж), неотрадиционалистской (П. Норрис и Р. Инглхарт) и экзистенциальной (Р. Старк). Автор фокусируется на двух основных аспектах проблематики применения депривационного подхода в социологии религии — культурной и структурной обусловленности лишений. Проведённый анализ позволяет сделать вывод о необходимости учитывать разные уровни процессов формирования лишений — социетальный и индивидуальный, и разные их аспекты — структурные/материальные, и культурные/духовные.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека