В статье анализируются основные вехи становления социологии молодежи, начиная с момента ее возрождения в 1960-е гг., до настоящего времени. Уделяя основное внимание формированию ее теоретической базы, в статье рассматривается процесс становления научных школ, с творческой деятельностью представителей которых связываются основные этапы развития данной отрасли социологии. Представленные в статье научные разработки Новосибирской, Ленинградской (Санкт-Петербургской), Уральской, Ульяновской, Московского гуманитарного университета, академической школ, а также вновь формирующихся научных коллективов, отражают современное состояние отечественной социологии молодежи. Вместе с тем хронология разработки концепций и теорий молодежи позволяет рассматривать в динамике основные молодежные проблемы.
Обосновывается механизм социокультурной саморегуляции жизнедеятельности молодежи. Исследование основано на изучении регулятивной роли смыслов, имеющих различную природу, что определяет своеобразие их отражения в сознании молодых людей. Анализ разных смыслов, содержащихся в элементах механизма саморегуляции, и их связь с другими позволяет выявить формирование смысловых единств, определяющих разные типы саморегуляции. Процесс саморегуляции жизнедеятельности рассматривается как субъективно-объективный, где субъективная сторона связана с индивидуальным содержанием смыслов, а объективная – со структурированием элементов механизма саморегуляции. Применение метода структурно-таксономического моделирования позволило раскрыть действие механизма социокультурной саморегуляции, представив ее в целостности. Целостность обеспечивается взаимосвязью оснований саморегуляции жизнедеятельности молодежи с более широким пластом социальной и культурной реальности. На первом уровне таксономического анализа получена структура наиболее существенных связей между элементами социокультурного механизма. Определение наиболее значимых из них позволило выделить те элементы, которые в совокупности определяют доминирующую направленность саморегуляции. На втором – показана связь между таксонами, образовавшимися на первом уровне. В результате анализа связи типов саморегуляции с социально-демографическими характеристиками получена типология моделей саморегуляции жизнедеятельности в различных группах молодежи.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library