Исследования состояния российского общества указывают на то, что многие проблемы, практически значимые для населения, фокусируются в одной, самой болезненной точке: экстремальных неравенствах доходов крайних (extreme) децильных страт, значительно превышающих нормы, приемлемые россиянами; такие неравенства воспринимаются населением как несправедливые и создают угрозы целостности страны. Чтобы конкретизировать содержание этой фокусной точки, авторы сосредоточили внимание на роли доходных весов основных макрострат населения, предложили для их измерения новый инструментарий – семейство центильных коэффициентов неравенств этих доходных весов – и получили количественные значения этих коэффициентов для всех регионов России. Результаты расчетов показали, что экстремальные неравенства доходных весов макрострат населения (около 15 раз) продолжают расти в большинстве российских регионов. Они дифференцированно представлены в контрастных кластерах регионов.
В первой части статьи был показан рост экстремальных неравенств доходов и доходных весов макрострат населения, чреватый опасными рисками для консолидации российского общества. Во второй части авторы сосредотачивают внимание на причинах такого состояния и способах его преодоления. Они характеризуют сложившееся состояние как в значительной мере результат недобросовестных действий двух групп акторов, представляющих крупный бизнес и часть государственных и общественных деятелей высокого уровня управления. На примере деятельности крупных российских металлургических корпораций показаны способы финансовой «оптимизации», направленной на уменьшение налоговых поступлений от них в консолидированный бюджет государства. Приведены примеры законодательной легитимации инициатив органов исполнительной власти, способствовавших такой «оптимизации» деятельности крупного бизнеса. В то же время, как показали авторы, благодаря инновационной активности творчески работающих специалистов в экономике ряда регионов происходят процессы модернизации, ограничивающие рост экстремальных неравенств. Но эти процессы совершаются спонтанно, во многом неэффективно, требуют повышения регулирующей роли государства. Приведенные данные свидетельствуют о слабости государства как социального, что настоятельно требует разработки федеральной целевой программы, которая позволит осуществить конституционный принцип сильного, гуманистически активного социального государства в России. Желательны также комплексные междисциплинарные исследования процессов эволюции российских регионов.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека