В основе данной статьи – исследование, выполненное на стыке социологии, истории, этносоциолингвистики, психолингвистики и посвященное сравнительному анализу наградной системы России с 1917 г. по настоящее время. Система наград рассматривается как социальный конструкт, который создается государством в соответствии с его целями и задачами, определяющими запрос на определенный тип поведения человека, и используется им в дальнейшем для формирования ценностных ориентиров личности. Продемонстрировано, что существовавшие до 1950-х гг. ордена и медали коррелировали с важнейшими историческим событиям и задачами, решаемыми государством, а правила награждения не допускали различных толкований, что в совокупности позволяло эффективно воздействовать на массовое сознание. Выявлены факторы, способствовавшие утрате воспитательной функции наград в поздний период существования СССР. Определены различия между современной российской системой наград и дореволюционной, а также советской. Реформы наградной системы, проявившиеся в упразднении советских орденов и медалей и восстановлении орденов, существовавших до 1917 г., являются выражением кардинальной перестройки внешней политики и требований, предъявляемых государством к поведению и ценностно-смысловой сфере личности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека