В статье описываются особенности событийности детства на примере двух условных поколений молодежи – Y и Z. Дается обоснование нового понятия «событие детской жизни» – события повседневной жизни, которое выделяется в потоке жизни как необходимое средство взросления и совершается самим ребенком, а не взрослыми по отношению к нему. Раскрываются методические возможности изучения событийности взросления с помощью авторской методики «Событийность поколения Z». Авторы предлагают моделировать социально-исследовательскую конструкцию событийности детства на основе выстраивания отдельных эпизодов жизни в цепочку взросления. Доказано, что возраст прохождения событий взросления связан с местом проживания, социально-экономическим положением семьи, составом семьи. Отмечаются факты сужения пространства детской самостоятельности и «продления детства», а также парадоксы событийности детства как не последовательные, не логичные с точки зрения развития и воспитания детей, действия. Демонстрируется ограниченность применения современной теории генераций XYZ: проблематичность проведения четкой границы между поколениями на рубеже веков.
В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека