Статья содержит результаты комплексного исследования информационных потоков в российском образовании. Их избыточность, интенсивность и формализация составляют самую болезненную сторону работы в отрасли, выраженную в «бумажном прессинге» наряду с несправедливо низкой оплатой труда. Анализируются материалы выборочных опросов и хронометража нагрузок основных должностных групп в системе образования, данные о документообороте в учреждениях разного типа и уровня, экспертные оценки в трех регионах страны. Рассмотрены объем и структура информационных потоков, социальные реалии бумажной работы и ее влияние на социальное и профессиональное самочувствие работников образования. Доказывается, что основным источником бумажного прессинга стала ошибочная управленческая стратегия, которая игнорирует общественную миссию образования, выражает бюрократическое недоверие работникам, игнорирует широкие возможности общественно-государственного управления. Все это привело российское образование к институциональному тупику.
В статье приведены данные межрегионального комплексного исследования административно-управленческого персонала общеобразовательных школ. Анализируются результаты выборочных опросов, связанных с удовлетворенностью работой в сфере образования и ее отдельными сторонами, данные об объемах «бумажной» работы администраторов школ, в том числе в срезе должностной иерархии. Показано, что избыток и несвойственный миссии образования характер этой деятельности негативно влияют на функционирование общеобразовательных школ.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library