Социологические и маркетинговые исследования в России сегодня полностью институционализировались, у различных их акторов сложились собственные статусы и роли, они имеют определенную структуру и функции. В статье анализируется современное состояние исследований в России. Предоставлены их структура, динамика в целом и в отдельных группах, проведен анализ состояния в последние годы и дан прогноз развития, определено место российского рынка исследований в мировом разделении труда. Выявлено, что объем рынка в денежном выражении невелик, включает в себя как крупные компании, сосредоточенные в больших городах, так и небольшие, в том числе в регионах. Россия занимает 17 место в мире и 8 место в Европе по объему исследований MR&PO. На мировом и на национальном уровне выделены три пары разнонаправленных процессов: доминирование ценового фактора при выборе подрядчиков на проведение исследований и одновременно рост запроса со стороны клиента на технически и административно сложные проекты и консалтинг; концентрация рынка и успех небольших компаний в борьбе за крупных клиентов; развитие технологических решений, с одной стороны, ослабление позитивистской парадигмы и повышение роли качественных исследований – с другой.
В статье анализируются представления о модернизации как целостном управляемом процессе, включающем технико-технологическую, социоэкономическую, социокультурную и институционно-регулятивную составляющую, представлен анализ конкурентных преимуществ и проблем-вызовов модернизации Южного федерального округа Российской Федерации. Предложены сценарии и этапы модернизации макрорегиона.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации