Статья посвящена анализу этноязыковых проблем в сфере образования в специфическом правовом контексте российских республик. На материале общероссийского опроса выявлена высокая значимость этнического маркера языка в идентичности россиян. Рассмотрены основные трансформации языковой политики в постсоветской России в целом и в ряде входящих в ее состав национальных республик. Показано, что изменения в общегосударственном и региональном законодательстве привели в 2000-х гг. к смещению фокуса этноязыковых проблем с признания конституционных прав в сфере языка на положение этнических языков в системе образования. С опорой на данные массового опроса, а также экспертных и глубинных интервью, анализируются ключевые противоречия в сфере школьного образования, связанные с функционированием государственных и родных языков в Республике Башкортостан. Выявлены основные отличия башкортостанской ситуации от ситуации в соседнем Татарстане. Особое внимание было уделено двум ключевым дискурсам в изучении и обсуждении этноязыковых проблем - защитному и выбора языка.
Статья посвящена анализу этноязыковых проблем в сфере образования в специфическом правовом контексте российских республик. На материале общероссийского опроса выявлена высокая значимость этнического маркера языка в идентичности россиян. Рассмотрены основные трансформации языковой политики в постсоветской России в целом и в ряде входящих в ее состав национальных республик. Показано, что изменения в общегосударственном и региональном законодательстве привели в 2000-х гг. к смещению фокуса этноязыковых проблем с признания конституционных прав в сфере языка на положение этнических языков в системе образования. С опорой на данные массового опроса, а также экспертных и глубинных интервью, анализируются ключевые противоречия в сфере школьного образования, связанные с функционированием государственных и родных языков в Республике Башкортостан. Выявлены основные отличия башкортостанской ситуации от ситуации в соседнем Татарстане. Особое внимание было уделено двум ключевым дискурсам в изучении и обсуждении этноязыковых проблем - защитному и выбора языка.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации