Значимость среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена) отмечается международными экспертами, обращающими внимание на то, что получение такого образования имеет большое значение для технологического развития, позволяет сократить уровень молодёжной безработицы, повысить эффективность переходов от образования к рынку труда; однако выбирающая их молодёжь часто выпадает из внимания научного сообщества, не является объектом специальных исследований. В статье анализируются динамика охвата молодёжи отечественным средним профессиональным образованием и особенности выбора его молодёжью, мотивация и устойчивость намерений выпускников относительно образования и труда. Показана необоснованность некоторых распространённых представлений об участниках этих программ. Поступающие делают целенаправленный выбор учебного заведения и конкретной профессии, их мотивы таковы же, как у сверстников, планирующих поступить в вузы. Важное отличие – существенность материальных причин выбора, поскольку эти молодые люди зачастую происходят из «слабых» слоёв общества. По окончании школы это наиболее приемлемое для них и эффективное продолжение образовательной и профессиональной траектории. Вместе с тем подтверждено, что такие программы – более «транзитные» уровни образования, нежели высшее. Исследование показало: это не выключает их выпускников из рынка труда. Тем самым развенчивается ещё одно распространённое заблуждение, что эти программы нередко являются лишь средством к поступлению в вузы. В то же время множественность путей к получению высшего образования повышает его доступность для выходцев из «слабых» слоёв, что подчёркивает социальную роль среднего профессионального образования.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library