В статье рассматривается Холокост как социально-культурный феномен памяти, определяющий сегодня мемориальное поле человеческого опыта. Анализируется роль и характеристика жертвы и жертвенных нарративов как в общем теоретическом контексте травмы, так и внутри дискурса о Холокосте. В сегодняшней конструкции Холокоста предлагается выделить более широкую жертвенную группу европейской аудитории, которая соотносит себя с пережившими Холокост и сама переживает символическую травму. В архитектуре травмы ключевой фигурой является жертва и её переживания, и исследователи выделяют тип “жертвы-очевидца”, или “морального свидетеля”. Отмечается, что восприятие воспоминаний жертв как аутентичных во многом определяется тем, соответствуют ли воспоминания нормативным общественным установкам. Центральная роль свидетелей стала возможной благодаря виктимизации европейского травматического дискурса. В России жертвы Холокоста по-прежнему оттеснены на задний план, поскольку в отношении Шоа продолжает развиваться “прогрессивный” нарратив, выносящий на первый план героизм борцов с фашистским режимом.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation