Сформулированы принципы и технологии стратегического преобразования вуза в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Дан анализ предпосылок организационных изменений российских вузов в контексте появления системы мировых рейтингов университетов. Отмечено, что в современных условиях университеты стали объектом приложения научных и практических методов менеджмента, включая методы управления изменениями, которые ранее применялись только к рыночным предприятиям. Описаны основные элементы стратегии и мероприятия по переходу вуза в целевое конкурентоспособное состояние. Обсуждена организационная специфика российского вуза как “профессиональной бюрократии”, усложняющая процесс изменений. Рассмотрен кейс стратегических организационных изменений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – участника “Программы 5-100”. Охарактеризованы главные стратегические цели и технологии организационных изменений ННГУ за последние четверть века. Обсуждены результаты “мягкой” реорганизации ННГУ на основе проектно-ориентированного подхода. Дано описание основных элементов (стратегических инициатив) “дорожной карты” повышения конкурентоспособности ННГУ. Дорожная карта включает как стандартизированные стратегические инициативы, направленные на производство конкурентоспособных интеллектуальных продуктов в образовании, науке и инновационной деятельности, так и уникальные инициативы по развитию специфичных для ННГУ конкурентных преимуществ.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation