Анализируются мнения свердловских студентов об основных чертах справедливого общества. Приоритетные ориентиры в его характеристике – равенство возможностей продвижения даже при неравенстве доходов; бесплатность здравоохранения и государственная поддержка детей из малообеспеченных семей; обеспечение доступности образования; неприятие «уравнительности» в оплате труда. В то же время современное российское общество преимущественно оценивается как «несправедливое». Анализ данных позволил выявить становление в студенческой среде установки на качество, профессионализм, высококвалифицированный, высокотехнологичный труд, предпринимательство и предприимчивость. В оценке факторов богатства, благополучия акцентируется его заработанность, трудолюбие, умение рисковать. Бедность чаще соотносится с нежеланием работать, пьянством. Существенных региональных различий не выявлено, преобладает идентификация со всей студенческой общностью. Изменения в ценностных ориентациях и установках студенческой молодежи пока не получили должного отражения в мерах по содействию ее профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.
Представлены особенности развиваемого в работах Л.Н. Когана деятельностного подхода к изучению феномена культуры, при котором культура понимается не как хранилище накопленных обществом духовных продуктов, но как живой процесс их производства, распределения и потребления. Рассматриваются (в соотнесении с реалиями наших дней) проведенные три десятилетия назад руководимым Л.Н. Коганом научным коллективом исследования деятельности учреждений культуры, в частности городских и сельских клубов.
С позиций деятелъностного подхода на базе результатов Всероссийского исследования РОС (2006-2007 гг.) студенческой молодежи раскрыты противоречия и новые тенденции в становлении гражданской культуры. На примере студенчества показано, что на смену политическому активизму, как целевой установки воспитания, приходит гражданская культура с акцентом на внутренний самоконтроль, понимание, что может и чего не должен делать человек.