В статье рассматривается социологическое наследие М.М. Ковалевского – ученого-энциклопедиста, общественного деятеля и социолога. Определены основные аспекты его социологического мышления, охаратеризованы теоретико-методологические принципы исследования: объективность, историзм, антропологизм, институционализм, сочетание теории и эмпирии. Делается вывод, что М.М. Ковалевским создана школа русской социологии. Показана его деятельность по институционализации российской социологии. Подчеркивается значимость его многогранной деятельности по возникновению дихотомии “учитель – ученик”, деятельность его учеников, которая весьма значима для современной российской социологии, находящейся в поиске своей идентичности.
Представлена периодизация процесса институциализации социологии в России. Охарактеризованы особенности начального периода (1861-1917 гг.). Показано участие М.М. Ковалевского в институциализации российской социологии. Обозначены основные вехи становления социологического образования, рассмотрено формирование первых в России социологических ассоциаций.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации