Статья посвящена анализу формирования профессиональной позиции студентов в процессе сестринского образования. На основе интервью со студентами и преподавателями выявляются противоречия между “идеальным” академическим подходом в образовании и практическими требованиями организаций российского здравоохранения. В ходе обучения у студентов складывается образ будущей профессии как призвания – личностной вовлеченности и как профессиональной роли. Когда студенты узнают об издержках профессии и ее низком статусе, они начинают наводить смысловые и практические мосты между идеалами и теорией, с одной стороны, и реальной практикой, с другой. Будущие медсестры, приспосабливаясь к прагматике работы, становятся более инициативными, преодолевая отчуждение и научаясь добиваться внимания медицинского персонала для того, чтобы их реально обучали. Они осваивают практические и эмоциональные навыки. Будущие медсестры обучаются тому, как минимизировать эмоциональные и физические усилия, управляя дистанцией в отношениях с пациентами, определяя объемы ответственности и информирования во взаимодействиях с ними. Вариантом овладения издержками профессии является их переосмысление и наделение профессии личным смыслом, как практическим (материальным), так и гендерным, который соответствует представлениям о традиционном женском предназначении. Студенты могут сокращать издержки профессии, выбирая в ней более комфортные условия, либо отказываться от решения проблемы, уходя из профессии. Будущие медсестры хорошо осознают проблемы и объемы собственных усилий, необходимые не только для изучения теории и освоения навыков, но и для адаптации к трудностям профессии на практике.
Анализируются практики семей в связи с реализацией программы материнского (семейного) капитала, а также представления родителей о российскойполитике в отношении деторождения. Рассматриваются барьеры, препятствующие использованию материнского капитала, и ожидания семей в отношении социальной политики.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации