Современность высвечивает новые формы и тенденции религиозных интенций в социально-политическом пространстве. Пересмотр западного политического и ценностного проекта сместил фокус дискуссий о соотношении устойчивого и подвижного, традиционного и современного в религиозную призму. Возникающие новые конфигурации в публичной и приватной сферах маркируют трансформацию традиционных взаимоотношений религии, общества и государства, соответствовавших модерну и парадигме секуляризации. Контуры новых конструкций проявляются в контексте вызовов и угроз, коррелирующих с глобальными рисками религиозного терроризма, утраты принципа светскости монополии при описании реальности, с включением нравственных коннотаций в понимание прогресса, с повышением значимости религиозной и конфессиональной идентичности на цивилизационном, локальном и личностно-индивидуальном уровнях. Институциональная, ценностная и онтологическая проекции религиозного фактора преломляются в российском обществе поливалентно и нелинейно, отражая разнонаправленные векторы происходящих трансформаций. На основе социологических данных анализируется соотношение светского и религиозного в координатах значимости признаков демократии, ценностные и нравственные представления о роли религии в жизни человека и общества. Повышение значимости религиозного фактора и религиозных идентичностей, инкорпорирование религиозных смыслов в различные сферы общества пересекаются с потребностями обеспечения социальной консолидации на основе учета российского цивилизационного опыта.
В статье рассматривается современное состояние религиозности россиян, прослеживается влияние религиозного фактора на повседневную жизнь в условиях современного финансового кризиса. Акцент сделан на противоречивость религиозного сознания россиян, в том числе молодежи, роли религии как цивилизационном идентификационном критерии, уровне влияния конфессионального фактора на восприятие кризиса, а также на уровне доверия к Церкви как социальному институту.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation