Особенностью российского религиозного ландшафта является высокий уровень религиозной самоидентификации россиян с православием, который, однако, сопровождается низкими показателями религиозного участия. Это обстоятельство определяет необходимость уточнения социологического инструментария для выявления строго религиозного типа верующих, который характеризуется высоким уровнем вовлеченности в церковную жизнь и сопряженностью религиозного сознания и поведения. В статье на основе данных эмпирического исследования анализируется эвристический потенциал методики В-индекса (“индекса воцерковленности”) и обозначены возможные способы уточнения методического инструментария для выявления среди верующих наиболее сильной группы. Показано, что способ группирования, который используется в “классическом”варианте В-индекса, не позволяет выделить однородную группу верующих, которая характеризовалась бы соотнесенностью религиозного поведения и сознания. Этот способ ввиду “мягкости”пропускает в самую сильную группу респондентов, не разделяющих принципиальные вероучительные положения. Другие же, более строгие способы выделения групп, основанные на минимизации среднеквадратического отклонения, на принципе “слабого ответа”и на предложенном автором принципе “числа сильных ответов”, позволяют выделить строго религиозный тип верующих.