Рассматриваются проявления и причины длительного сохранения в современном черногорском обществе авторитарной ценностной ориентации, несмотря на прошедшие три десятилетия«демократического транзита». Автор анализирует данные социологических опросов, использующих F-шкалу и другие методики измерения склонности к авторитаризму. Сделан вывод, что высокий уровень значимости авторитарных ценностей, зафиксированный в Югославии в 1970-х гг., устойчиво воспроизводится в постюгославских странах. Организованное автором в 2013 г. исследование показало, что хотя склонность к авторитаризму ниже у более молодых и образованных черногорцев, во всех социальных группах преобладают респонденты с высокой авторитарностью. Устойчивость авторитарных ценностей в Черногории и в других постюгославских странах (особенно, в Сербии) объясняется действием социокультурных факторов – не только наследием социализма, но и рудиментами традиций патриархального аграрного общества, а также реакцией на кризисные события последних десятилетий. Отмеченные на примере Черногории закономерности типичны, вероятно, для большинства постюгославских и постсоциалистических стран Европы и Азии.
Результаты исследования показывают взаимосвязь между (не)доверием к социальным институтам в Черногории и социальными изменениями, которые проявились в виде смены правительства этой страны в 2020 г. Сравнительное исследование направлено на объяснение того, как отсутствие доверия к большинству государственных институтов привело к росту доверия к другим институтам – прежде всего, к Православной церкви и армии. Авторы доказывают, что культурологическая модель доверия полностью применима для изучения динамики доверия к институтам черногорского общества. Обращение к историческому и экономическому контексту событий позволяет привести дополнительные аргументы об их влиянии на уровень доверия респондентов. Исследование показывает, что доверие к институтам во многом зависит от изменений и процессов, происходящих вокруг них, и в конечном итоге вызывает социальные изменения в форме смены одной системы социального управления на другую.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека