Представлен вариант современного прочтения текстов известного американского социолога И. Гофмана (11 июня 1922 – 19 ноября 1982). Исходным посылом автора статьи является следующее утверждение: судьба драматургического подхода напрямую зависит от жизнеспособности его когнитивных метафор, затрагивающих вечные, экзистенциальные вопросы жизни человека. Используя постулированный Лакоффом принцип субкатегоризации, предлагается нестандартный взгляд на хорошо известные тропы ученого, для этого выдены три опорные метафорические цепочки: (1) взгляд – рамка – дверь; (2) мир – театр – сон; (3) человек – лицедей – тень. Кратко изложена коллизия понятийного и метафорического мышления в истории науки. Акцентирована необходимость «метафорического расширения» научного знания. Отмечено сходство исследовательских приемов Гофмана с техникой магического сюрреализма бельгийского художника Рене Магритта. В финале статьи звучит предупреждение о все более очевидной опасности превращения метафор Гофмана в пророчество.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека