Economic sociology, social structure, social institutions and processes, youth sociology, regional sociology, sociological research methodology
Аннотация. В статье обозначается необходимость переосмысления эвристического потенциала дихотомии как метода познания при изучении современной социальной реальности в ее характеристиках усложнения структуры и ускорения динамики. На основе анализа последних работ зарубежных и российских авторов дается характеристика понимания дихотомии и дихотомического метода в социальном и гуманитарном знании, ее сопоставления с другими терминами, использующимися для характеристики противоположностей и их взаимосвязи, разделения дихотомий на научные и повседневные. Анализируется практика применения дихотомического метода в социологических исследованиях в последние годы: обозначаются основные социологические дихотомии и раскрывается их движение в современном социологическом знании, связанное с использованием устоявшихся дихотомий в изучении баланса между крайностями, сближения противоположностей, преодоления противоречий и, наоборот, их обострения, поляризации социальных отношений, наблюдающих в современном мире, а также с формированием новых бинарных пар по примеру дихотомии «устойчивость – уязвимость». Определяются изменения в практике использования дихотомии как методического инструмента в области социального и социологического познания: с одной стороны, наблюдается переход от его использования как основного метода исследования к применению в сочетании с другими методами и методическими приемами, позволяющему решать более широкий спектр исследовательских задач, с другой стороны, происходит конструирование исследователями наряду с дихотомиями и двухчленных политомий, называемых их авторами дихотомиями. Раскрываются значимые эвристические возможности дихотомического метода для концептуализации, анализа и объяснения усложняющейся и динамичной современной социальной реальности: этот метод позволяет выявить различия изучаемых объектов, осуществить их сравнительный анализ и интерпретацию, раскрыть их дуализм и противоположные стороны, акцентировав при этом самостоятельность и взаимосвязанность этих крайностей, упорядочить и обобщить полученные данные на основе заложенного в этом методе принципа, разработать альтернативные модели объяснения.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library