Статья посвящена обзору основных теоретических подходов к изучению повседневной жизни профессий и профессиональных групп, неявных социальных взаимодействий, неформальных отношений, культурных практик, которые обычно скрыты от глаз внешних наблюдателей. Исследование этих аспектов выходит на вопросы о знании, которое формируется в ходе работы у разных участников группы, разделенных статусными позициями, но объединенных одним делом и общим миром повседневности. Статья содержит краткую классификацию социологических воззрений на профессии, описание эволюции социально-антропологических подходов к изучению организаций и работы в XX веке. Показано, что среди отечественных социологов распространены нормативистские атрибутивные толкования профессионализма, однако отмечены новые тенденции. Современные отечественные исследования профессии развиваются в направлениях феноменологии и социальной критики, опираясь на полевые этнографии и социокультурный анализ символических форм повседневности профессиональных групп и сообществ.
На основе социологических исследований рассматриваются вопросы социальной дистанции, групповой идентичности инвалидов, проблемы правовой осведомленности, реабилитации, занятости, а также ключевые барьеры и точки роста социальной инклюзии.