В статье рассматриваются основные виды заботы о пожилых людях в сельской местности. Забота рассматривается как уход за пожилыми людьми, который предоставляют различные провайдеры: государство, коммерческие учреждения по уходу за пожилыми людьми, соседи, семья. В исследовательском фокусе – субъективные смыслы, в рамках которых сельчане преклонного возраста описывают рутинные дела, уход за собой, а также проблемы, связанные с отдельным проживанием в периферийных поселениях, механизмы, регулирующие обращение к практикам заботы или самозаботы, у пожилых людей и обращение к различным провайдерам заботы. Под самозаботой в работе понимается самостоятельный (автономный) уход пожилых людей за собой. Показывается, что обращение за помощью детерминировано необходимостью выполнять обыденные дела, а также состоянием здоровья. В статье акцентируется внимание на переживаниях самих пожилых людей и трудностях, связанных с преодолением социального исключения, которое может усиливаться различными заболеваниями и общим физиологическим недомоганием. В статье отмечается роль местного сообщества, которая особенно заметна в периферийных поселениях и способствует преодолению социальной элиминации пожилых. Автором выделены различные уровни заботы, которые очерчивают ее пространственно, и определяют важность различных провайдеров на представленных уровнях. Работа основана на данных социологического исследования, посвященного изучению жизни пожилых людей в периферийной сельской местности в Лужском районе Ленинградской области. Анализируются наблюдения за немолодыми жителями села и биографические интервью (N = 25).
В статье выделяются основные стратегии трудоустройства пожилых людей в рамках социальной политики активного долголетия на примере Европы и России. Для развитых европейских экономик характерны налоговое стимулирование работодателей и переобучение пожилых людей. В государствах с низким уровнем дохода населения концепция активного старения только начинает развиваться, большую роль играет инициатива снизу, а занятость пожилых людей в основном вынужденная. Похожая ситуация наблюдается в России, где низовая инициатива и немногочисленные практики, связанные с переобучением пенсионеров и обучением новым компьютерным технологиям, не подкрепляются институционально. Увеличение пенсионного возраста не сопровождается системной интеграцией пожилых людей в рынок труда. В то же время глобальная пандемия выявила перспективность и устойчивость стратегии стимулирования и переобучения, которая в нашей стране отсутствует.
В статье рассматриваются особенности практик здоровьесбережения пожилых людей, проживающих в сельской местности и перенесших COVID-19. Эмпирической базой исследования выступают полуструктурированные интервью в трех деревнях юго-востока Республики Карелия с проблемами развития инфраструктуры. Выделенные при анализе интервью практики образуют своеобразный континуум – от самолечения до обращения за помощью местного сообщества, соседей, медиков, к которым имелся доступ. В исследовании определены три основные стратегии здоровьесбережения пожилых людей. Названы факторы, влияющие на формирование этих стратегий.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library