Статья посвящена результатам контент-анализа представлений о Дне Победы в российском интернет-пространстве с 2010 по 2015 гг. Выявляются особенности интернет-среды как медиатора исторической памяти. Массовые представления о значении праздника Дня Победы анализируются в контексте перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в культурную память. Делается вывод о наличии существенных противоречий в массовом историческом сознании россиян. Известная избирательность, резкость оценок, доминирование советских идеологических клише сочетаются с представлениями о современных внешне и внутриполитических проблемах. Семейная память и тема Победы в Великой Отечественной войне используется как предлог для критики действующей власти. Показано, что интернет-пространство памяти о Победе демонстрирует общую тенденцию современной российской мемориальной культуры: постепенную девальвацию исторических смыслов и уход в партикулярные версии исторической памяти (семья, локальная социальная группа); поляризацию массового исторического сознания. Данные контент-анализа сопоставляются с результатами социологических исследований исторического сознания и исторической памяти.
Анализируются результаты исследования исторического сознания студенческой молодежи в сопоставлении с аналогичными общероссийскими и зарубежными работами. Выявлены статус прошлого в историческом сознании молодежи, источники знания о прошлом, исторические интересы, специфика исторической идентификации, роль институтов в представлениях молодых людей, этноцентризм. Делается вывод о противоречивом характере трансформации исторического сознания студенческой молодежи, что связано с тенденцией к утрате фундаментальной роли традиций как базовой ценности исторического сознания и ориентации, интереса к семейной истории.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации