В статье представлены результаты изучения опыта экстренного перехода на удалённую работу российских организаций и предприятий весной 2020 г. Основная цель исследования – проанализировать, как локдаун изменил стратегии управления коллективами: как руководители определяли самые насущные задачи и какие технические возможности, организационные и коммуникативные приёмы использовали для их решения. Перевод сотрудников на удалённую работу сопровождался снижением эффективности коллективного труда при увеличении объема рабочего времени; опасениями людей по поводу стабильности своей работы; трудностями делового взаимодействия. Тем компаниям, которые успели до локдауна создать IT-платформы и каналы коммуникации, удалось сравнительно быстро решить производственные задачи. Но проблемы мотивации, вовлеченности, доверия, взаимопонимания и др. не могли оперативно решаться. Кризис сравнительно успешно прошли те организации, которые уже имели в репертуаре своей корпоративной культуры эти навыки. Опыт преодоления трудностей локдауна показал, что эффективная работа вне офиса возможна, если используются управленческие решения, мотивирующие сотрудников на инициативу и кооперацию; на поиск оптимальногобаланса между контролем и доверием. Следствием стал запрос на корпоративную культуру, предполагающую горизонтальное взаимодействие, сочетание стабильности и изменчивости правил коммуникации, инструменты обратной связи.
This article presents the results of a study of the experience of the emergency transition to remote work in Russian organizations and enterprises in the spring of 2020. The main purpose of the study is to analyze how the lockdown has changed the strategies of managing teams: how managers determined the most pressing tasks and what technical capabilities, organizational and communicative techniques have been used to solve them. The transfer of employees to remote work entailed a decrease in the efficiency of collective work with an increase in the amount of working time; people’s concerns about the stability of their work; difficulties in business interaction. Those companies that had created IT-platforms and communication channels before the lockdown managed to solve production problems relatively quickly. But the problems of motivation, engagement, trust, mutual understanding, etc. could not be solved promptly. The crisis was relatively successfully passed by those organizations that already had these skills in their corporate culture repertoire. Experience in overcoming the difficulties of the lockdown has shown that effective work outside the office is possible if managers use solutions that motivate employees to show initiative and cooperate, to find the optimal balance between control and trust. As a consequence, there appeared a demand for a corporate culture involving horizontal interaction, a combination of stability and variability of communication rules, and feedback tools.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека