Для изучения участия молодого поколения в публичной политике проведен анализ состава законодательных органов власти федерального и регионального уровней с целью выявления численности молодых парламентариев, их партийности, статуса в иерархии и сфер деятельности. Изучены биографии 7691 депутата законодательных собраний 85-ти регионов РФ, депутатов Государственной думы всех восьми созывов с 1993 по 2021 гг., а также действующих сенаторов. Выявлено, что представительство молодого поколения неуклонно снижалось и к началу 2020-х гг. достигло самого низкого значения (6,9%), при этом оппозиционные парламентские партии активнее работают с молодежью, чем партия власти. В то же время сегодня молодежь получила существенно более значимые позиции в федеральном парламенте, чем ранее, что говорит о подготовке смены поколений во власти. Об этом же свидетельствуют и данные о расширении сферы деятельности молодых парламентариев, которые работают почти во всех отраслевых комитетах. Анализ биографий депутатов в возрасте до 35 лет показал, что их карьера связана с деятельностью аппаратов партий, общественных палат, волонтерских организаций и молодежных парламентов.
Анализируется деятельность политических партий в социальных сетях, направленная в первую очередь на молодежную аудиторию, во время избирательной кампании в Государственную Думу РФ 2021 г. Авторами изучена активность партий в восьми социальных сетях, проанализировано более 1,5 тысяч аккаунтов. Установлена корреляция между интенсивностью работы партий по агитации в сетях и результатами голосования. В то же время методы, используемые партиями в сетях, не всегда адекватны поставленным задачам. Многие приемы агитации связаны с попытками использовать стиль канцелярита, офлайновый авторитет лидеров, навязывать позицию, что приводит, наоборот, к оттоку молодых подписчиков. Для изменения ситуации партии начинают заимствовать у молодых блогеров дискурсы и приемы распространения информации, активно привлекать студентов в свои штабы для работы в социальных сетях. Избирательные кампании становятся гибридными, соединяя старые и новые формы, внедряя геймификацию и политейнмент. В результате роль молодежи в избирательных кампаниях принципиально изменилась: из пассивных статистов они становятся законодателями моды (трендсеттерами), а умудренные жизнью политики оказываются в роли адаптеров, подражая образцам поведения 20-летних.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library