В статье обосновывается оригинальная концептуализация молчания как социального явления посредством когнитивно-методологического инструментария теории практик и социологии повседневности. Различные интерпретации молчания, которые можно встретить в социально-гуманитарных текстах, напрямую связаны с формами употребления слова «молчание» в обыденном языке. Зачастую они заимствуют из последнего не только само понимание данного феномена, но и окружающие молчание таинственность и нелогичность, не удовлетворяющие исследователя, стремящегося к обретению ясности. Понятие «молчание» нередко используется как метафора, что поэтизирует и мистифицирует дискурс о нем. Следование за молчанием по лабиринтам бытового и художественного языка оборачивается разговорами о «безмолвии природы», Бога, души, мест и пространств, «молчании народов» и обществ, и других «фантастических» формах молчания, понятных только интуитивно, но не поддающихся прямому научному изучению. Концепция молчания как практики, по мнению авторов, способна вывести разговор о нем на более «плотный» эмпирический уровень и показать, как здесь-и-сейчас в мире повседневности люди могут молчать в типовых социально-организованных ситуациях.
В статье исследуется структура взаимодействия, формирующаяся в детской шутливой игре – молчанке. Анализируется место и роль молчания при данном взаимодействии. Определяются условия возможности молчанки как игры. Молчанка рассматривается на микроуровне социальной жизни как игровая ситуация, существующая в определенных пространственно-временных рамках и структурирующая взаимодействие при помощи формальных и неформальных правил игры. Микроструктура молчанки исследуется при помощи концепций, разработанных в рамках социологии повседневности, фрейм-анализа и этнометодологии. В соответствии с традициями данных направлений социологической мысли особое внимание уделяется отношениям «игры» и «повседневной реальности», иначе говоря, вопросу «встраивания» игры в непрерывный поток социальных интеракций участвующих в игре акторов и наблюдающих ее индивидов путем «наслоения» (фреймирования), переключения между «регионами опыта» или рутинной деятельности участников по сохранению социального порядка.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека