В статье обосновывается оригинальная концептуализация молчания как социального явления посредством когнитивно-методологического инструментария теории практик и социологии повседневности. Различные интерпретации молчания, которые можно встретить в социально-гуманитарных текстах, напрямую связаны с формами употребления слова «молчание» в обыденном языке. Зачастую они заимствуют из последнего не только само понимание данного феномена, но и окружающие молчание таинственность и нелогичность, не удовлетворяющие исследователя, стремящегося к обретению ясности. Понятие «молчание» нередко используется как метафора, что поэтизирует и мистифицирует дискурс о нем. Следование за молчанием по лабиринтам бытового и художественного языка оборачивается разговорами о «безмолвии природы», Бога, души, мест и пространств, «молчании народов» и обществ, и других «фантастических» формах молчания, понятных только интуитивно, но не поддающихся прямому научному изучению. Концепция молчания как практики, по мнению авторов, способна вывести разговор о нем на более «плотный» эмпирический уровень и показать, как здесь-и-сейчас в мире повседневности люди могут молчать в типовых социально-организованных ситуациях.
В статье исследуется структура взаимодействия, формирующаяся в детской шутливой игре – молчанке. Анализируется место и роль молчания при данном взаимодействии. Определяются условия возможности молчанки как игры. Молчанка рассматривается на микроуровне социальной жизни как игровая ситуация, существующая в определенных пространственно-временных рамках и структурирующая взаимодействие при помощи формальных и неформальных правил игры. Микроструктура молчанки исследуется при помощи концепций, разработанных в рамках социологии повседневности, фрейм-анализа и этнометодологии. В соответствии с традициями данных направлений социологической мысли особое внимание уделяется отношениям «игры» и «повседневной реальности», иначе говоря, вопросу «встраивания» игры в непрерывный поток социальных интеракций участвующих в игре акторов и наблюдающих ее индивидов путем «наслоения» (фреймирования), переключения между «регионами опыта» или рутинной деятельности участников по сохранению социального порядка.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library