Доцент Кафедры истории и теории политики МГУ имени М. В. Ломоносова. Доцент кафедры теоретической и социальной философии, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Статья посвящена результатам контент-анализа представлений о Дне Победы в российском интернет-пространстве с 2010 по 2015 гг. Выявляются особенности интернет-среды как медиатора исторической памяти. Массовые представления о значении праздника Дня Победы анализируются в контексте перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в культурную память. Делается вывод о наличии существенных противоречий в массовом историческом сознании россиян. Известная избирательность, резкость оценок, доминирование советских идеологических клише сочетаются с представлениями о современных внешне и внутриполитических проблемах. Семейная память и тема Победы в Великой Отечественной войне используется как предлог для критики действующей власти. Показано, что интернет-пространство памяти о Победе демонстрирует общую тенденцию современной российской мемориальной культуры: постепенную девальвацию исторических смыслов и уход в партикулярные версии исторической памяти (семья, локальная социальная группа); поляризацию массового исторического сознания. Данные контент-анализа сопоставляются с результатами социологических исследований исторического сознания и исторической памяти.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации