В статье представлены результаты расчетов первого индекса цифровых компетенций российских НКО и их интерпретация в свете современных теоретических представлений об эффективной деятельности НКО в цифровом пространстве. Эмпирической основой расчетов являются данные двух всероссийских обследований негосударственных некоммерческих организаций в точке входа в пандемию (2019) и через год после ее начала (2021). Оценка текущей ситуации показала, что российские НКО слабо используют возможности цифровых технологий: среднее значение индекса составляет 2 балла из 10 (SD = 1,6). Сделан вывод о том, что цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности, а за время пандемии обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, ранее не использовавшие цифровые технологии, оказались немотивированными внедрять их в свою деятельность. Это свидетельствует о проявившейся в период пандемии «цифровой поляризации» НКО, которая усиливает разрыв между выделенными на основе значений индекса группами «цифровых аутсайдеров» и «цифровых лидеров».
Социальное настроение — комплексный индикатор, позволяющий опосредованно оценить эмоционально-рациональное восприятие населением экономических, политических и социальных процессов, происходящих в обществе, и их влияние на социальное самочувствие. Авторами рассмотрены четыре основных аспекта социального настроения современных россиян: оценка ситуации в стране; социальное самочувствие россиян; степень оптимизма; потенциал общественной солидаризации, включающий доверие и готовность к объединению с другими людьми. На основании данных всероссийского опроса, проведенного в сентябре 2022 г. (N = 2015) Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, выявлено, что в целом в российском обществе тогда преобладали позитивные социальные настроения. Кластерный анализ выявил шесть групп, отличающихся друг от друга с точки зрения четырёх вышеперечисленных аспектов. Изучение вовлечения представителей различных кластеров в волонтерскую деятельность и другие практики помогающего поведения показало, что есть связь социального настроения с помогающим поведением, которая опосредована воздействием других аспектов.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека